В Самаре 19 июня впервые выступил дирижер и художественный руководитель Филармонического камерного оркестра Берлина Михаэль Цукерник. Под его управлением симфонический оркестр Самарской филармонии исполнил сюиты из балета Игоря Стравинского "Жар-Птица", сюиты из балета Сергея Прокофьева "Ромео и Джульетта", а также при участии солистки Ларисы Юдиной — концерт для колоратурного сопрано Рейнгольда Глиэра. Перед концертом маэстро поделился с корреспондентом "Волга Ньюс" впечатлениями от гастролей в Самаре.
- Как вам работалось с оркестром Самарской филармонии? В чем заключается его специфика?
- Работать с ним было одно удовольствие. Оркестр имеет огромный потенциал. Здесь много молодых музыкантов. По их игре я понял, какую достойную школу они прошли. Работая с ними, я увидел, что они с интересом принимают новые идеи и с удовольствием работают над ними. Кстати, два года назад меня познакомили с Михаилом Щербаковым. За этим последовало приглашение продирижировать концерт с его оркестром.
- Какими соображениями был продиктован выбор музыкальной программы для концерта?
- Программу составил я сам. Я узнал, что в Самаре никогда не игрались такие гениальные произведения. А мне всегда хочется радовать публику музыкой, которую они давно не слышали. Это счастье, что у нас есть такая возможность. - Что для вас является главным источником вдохновения? - Меня вдохновляет выступать в роли посла композитора. У меня складывается свое представление о том, как должно звучать конкретное музыкальное произведение. Я слышу его внутренним слухом. Иногда, когда я слушаю музыку в записях, мне не нравится чужая интерпретация. Хочется создать что-то свое. Многие считают, что это невозможно: мол, искусство классической музыки — музейное искусство. Одно и то же произведение играется 250 лет с одинаковыми темпами, с тем же составом музыкантов и инструментами. Есть 80 записей симфоний Бетховена. Казалось бы, зачем создавать еще и 81-ю? Но это очень важно. Дирижер должен разыскивать в библиотеках и слушать много музыки, посещать концерты, чтобы в конечном счете отыскать произведение, которое он любит больше всего на свете, и понять его. А дальше — передать это чувство руками и заразить им музыканта.
- Как вы объясняете оркестру концепцию произведения?
- Не нужно ничего объяснять. Если ты влюблен и помешан на своем деле, музыканты видят твою энергию, харизму и просто идут за тобой. Как только ты выходишь за пульт, они понимают, что перед ними мастер. Ведь дирижер за пультом осуществляет подобие религиозного акта. Он должен верить в то, что делает. Вы никогда не наблюдали, как летает пилот на самолете? Я наблюдал. Передо мной сидел уверенный в себе на 100%, сосредоточенный человек, нажимал на кнопки. Это был высший профессионализм. Дирижер должен работать так же, и тогда оркестр ему поверит.
- Как дирижеры отдыхают?
- Для меня моя профессия не является работой. Как сказал Конфуций, найди себе работу, которую ты любишь, и ты не будешь работать ни одного дня в своей жизни. Так же и у меня.
Последние комментарии
Другими словами никто ничего не будет строить. Будут холупы - позор на всю страну. Туристы и гости города просто в ужасе от центра Самары.
"Любовь холоднее смерти", 1969. Режиссер Райнер Вернер Фассбиндер. Фильм "Бассейн" не его авторства! Учите матчасть!
А снести это, уродующее всю округу здание, может дешевле будет??
Полностью с Вами согласен. И про наших "чуднЫх" парламентариев и про "Самарика". Которого впервые слышу.
Это какой такой "известный персонаж Самарик"? Все свои 40 лет живу в Самаре и впервые слово то такое слышу! Да и звучит стрёмно... А шишиги действительно прикольные.