Константин Райкин сыграл концертную программу в Театре оперы и балета

В понедельник с концертной программой «Самое любимое» в Самаре выступил Константин Райкин - худрук театра «Сатирикон» и один из самых виртуозных артистов современности. Глядя на Райкина, еще раз понимаешь, что настоящий артист — это «огонь, мерцающий в сосуде», и если это что-то важное внутри есть, то человек будет интересен в любой ситуации, а не только в роли.

На пресс-конференции артист вспоминал театр Монастырского, на концерте - отца На пресс-конференции артист вспоминал театр Монастырского, на концерте - отца
Фото:

 

Тютькину легче
Почему-то казалось, что Райкин начнет со стихов – вечер «вопросов и ответов» ведь чаще всего оставляют «на закуску». Но нет. Выбежавший на сцену в черном фраке артист первым делом стал рассказывать о себе и о семье. Главным сюжетом в этом монологе стали, конечно, отношения с папой, великим Аркадием Райкиным.
 Как с детства маленький мальчик видел атмосферу обожания, в которой жил отец (о его невообразимой популярности Константин Райкин отдельно расскажет несколько баек, включая историю, как Райкин-старший на спор попытался переодеться официантом). Как его маленьким брали в театр, и как бестактные взрослые спрашивали: «Ну ты, конечно, тоже будешь актером?» Честолюбивому мальчику это «конечно» не нравилось. И он, как мог, сопротивлялся судьбе.
 Занимался спортом – легкой атлетикой, прыжками в длину (!) Но понял, что при таком росте никогда не будет прыгать дальше всех, хотя уже входил в сборную Ленинграда, был кандидатом в мастера спорта. Бросил: «Хотя спорт остался со мной на всю жизнь, потому что спорт — это труд. Остались приемы поведения. Как каждый день по несколько сантиметров двигаться к намеченной цели? Надо сказать, что в нашей стране этого не умеет почти никто. А если ты будешь всю жизнь двигаться к цели, то к концу жизни прыгнешь дальше всех. Тут главное - жить долго».
 Увлекся биологией и летом после школы уже почти поступил в ЛГУ, но вдруг подумал попробовать еще и на актерский. Поехал в Щукинское училище, на первом же туре покорил комиссию так, что его отправили сразу на третий, минуя второй (решил одновременно с чтением стихов и прозы в неожиданных местах вкраплять изображение животных: «Почему животных — я понимаю, я тогда ими увлекался, но почему я такую глупость придумал?!»). Словами не передашь, как сейчас 60-летний Райкин в лицах рассказывает о своих вступительных экзаменах.
 Но борьба с репутацией «папиного сына» и одновременно зависимость от высочайшей планки, заданной отцом, так и осталась с артистом на всю жизнь: «Тютькину легче. Потому что его-то сравнивают с уровнем пола, и чуть выше — уже хорошо, молодец Тютькин. А тут тебя сравнивают с Эверестом. Аркадий Райкин — это же Эверест. Джомолунгма».
«Всегда читай стихи»
 Глядя на Райкина, еще раз понимаешь несколько простых истин. И прежде всего, что талантливый актер – это внутренне наполненный человек, а совсем не актер с универсальными физическими данными. «Огонь, мерцающий в сосуде», как писал Заболоцкий о красоте, в стихотворении, тоже прозвучавшем в этот вечер. И тогда на артиста будет интересно смотреть в любой ситуации. На пресс-конференции, когда он сидит за маленьким столиком в джинсовом костюме и терпеливо отвечает на все вопросы, позволяя себе только слегка подтрунить над таблоидами, но ни в коем случае не проигнорировать. На сцене, когда он стоит перед микрофоном один на один с тысячным залом и рассказывает о себе с какой-то потрясающей степенью самоиронии – так относятся к себе только очень талантливые люди (как он изображает вытянутые лица первых зрителей, ожидавших увидеть сына Райкина похожим на красавца-отца!). В Константине Райкине, впрочем, амбиции борются с неуверенностью – планка-то высока, и достичь ее непросто. «Когда я говорю о себе хорошо, я шучу», - признается артист. Нет оснований не поверить ему.
 Он долго-долго рассказывает о себе, и в какой-то момент проговаривается. Рассказывает о своем концерте в Юрмале, первом, на который пришел отец. Как сначала долго смешил зал, а потом, когда публика уже всецело была «его», стал читать стихи. «Всегда читай стихи», - сказал сыну после концерта Аркадий Райкин.
 В полном соответствии с заветом и верный своей схеме, уже окончательно покоривший зал Константин Райкин и в этот самарский вечер переходит к стихам: Самойлову, Заболоцкому, Рубцову, Мандельштаму, Пушкину. Без «поэтического» отделения нельзя было и еще по одной причине, которую явно имел в виду артист. Райкин ведь актер большого диапазона, и в том числе потрясающий драматический артист. Один из лучших ныне живущих в России. Насколько это было возможно, на вечере он продемонстрировал этот диапазон — от юмористического рассказа до любовной лирики. Будем надеяться, что еще увидим Райкина в настоящей роли. Но, видимо, не скоро - график у артиста, по его же словам, расписан на полтора года.


Очень боялся за «Чайку»
 С верой в отечественный театр
 Константин Райкин, актер, худрук театра «Сатирикон»:
 - Какие у вас впечатления от уходящего сезона?
 - В театре в Москве всегда есть интересные вещи. Часть критиков говорит о гибели русского театра, но это было всегда. Есть такие псевдотревожные люди – им просто нравится их лицо, когда на нем мрачное выражение. Они так до этого смотрятся на себя дома в зеркало, прикидывают, что им идет – такие углы рта опущенные, презрительные ручки… Но если говорить серьезно, то в отечественном театре всегда есть, от чего вдохновиться, всегда есть талантливые проявления.

 Юра Бутусов выпустил у нас в «Сатириконе» «Чайку» - слава богу, я могу о ней говорить, потому что не имею к этому спектаклю отношения. Это просто выдающееся явление отечественного театра. Это невиданное что-то! По таланту, по смелости, по новому взгляду. Я очень боялся. Потому что самый некассовый, «затрактованный» драматург – это Чехов, а у него есть еще самая некассовая пьеса – «Чайка».
 Я просто поклонник этого спектакля, я гордость испытываю от того, что зрители в без пятнадцати двенадцать ночи, когда спектакль заканчивается (он идет четыре акта, три антракта)  стоят и орут, как ненормальные.
 - Вы сами в этом сезоне сыграли «Вечер с Достоевским» 35, кажется, лет спустя?
 - 33 года.
 - Для вас это новый спектакль?
 - Новый. Потому что в «Современнике» он шел в маленькой комнате, и мы играли вдвоем с Леной Кореневой, вернее, даже втроем с Гариком Леонтьевым, потому что для «прохождения» материала через цензуру к «Запискам из подполья» был пришпилен «Сон смешного человека» - «для высветления картины мира». А тут я играю один на тысячный зал. Это сложно, интересно, рискованно.
 - У Самары есть шанс увидеть эту премьеру?
 - Есть, конечно. Но я завишу не от своего желания, а от реальности приглашения. К тому же, у меня все расписано по дням и репетициям на полтора года вперед. Люди же многие живут так: «А вы завтра можете?» - «Нет, завтра не могу». Ни завтра, ни послезавтра – договариваться надо заранее.
 Но Самара для меня город такой родной и памятный… Я здесь много раз бывал, начиная с «Современника». Потом я помню спектакли в вашем театре драмы, помню артистов. Помню «Ричарда III», помню Юру Демича, Николая Засухина, помню вообще спектакли Монастырского – это был один из самых сильных театров страны. Из нестоличных, может быть,  самый сильный.

 Личное дело
 Константин Райкин родился 8 июля 1950 года в Ленинграде, где закончил физико-математическую школу №45. В 1971 году окончил театральное училище им. Щукина (курс Ярцева). В том же году был приглашен Галиной Волчек в театр «Современник», на сцене которого играл десять лет. За это время сыграл в театре 38 ролей, из них 15 главных в спектаклях: : «Валентин и Валентина» Рощина, «И пойду и пойду…» по Достоевскому, «Монумент» Ветемаа (режиссер В. Фокин), «Балалайкин и Ко» по Салтыкову-Щедрину (режиссер Товстоногов), «Двенадцатая ночь» Шекспира (режиссер Джеймс) и другие. В 1981 году перешел в Ленинградский театр миниатюр под руководством своего отца, Аркадия Райкина. В 1982 году театр переехал в Москву и стал Государственным театром миниатюр, а с 1987 Московским театром «Сатирикон». В этот период вместе с отцом он сыграл спектакли «Его Величество Театр» и «Мир дому твоему». В 1985 году состоялась премьера авторской программы Константина Райкина «Давай, артист!». В том же году ему было присвоено звание Заслуженного артиста РСФСР. С 1988 года является художественным руководителем театра. С 2001 года Константин Райкин является руководителем курса в Школе-студии МХАТ.
 

Источник: www.vkonline.ru

Последние комментарии

Аркадий Галицын 16 апреля 2025 11:55 Стало известно, как планируют организовать застройку центра Самары

Другими словами никто ничего не будет строить. Будут холупы - позор на всю страну. Туристы и гости города просто в ужасе от центра Самары.

Игорь Попов 14 апреля 2025 09:58 В музее Рязанова пройдут медиация и лекция по сохранению культурного наследия

"Любовь холоднее смерти", 1969. Режиссер Райнер Вернер Фассбиндер. Фильм "Бассейн" не его авторства! Учите матчасть!

Аркадий Галицын 31 марта 2025 10:34 Самарский элеватор включили в перечень выявленных объектов культурного наследия

А снести это, уродующее всю округу здание, может дешевле будет??

Алекс Ворон 06 декабря 2024 04:11 Что не так с самарскими "шишигами": мнения жителей и экспертов

Полностью с Вами согласен. И про наших "чуднЫх" парламентариев и про "Самарика". Которого впервые слышу.

Алекс Ворон 06 декабря 2024 04:06 Что не так с самарскими "шишигами": мнения жителей и экспертов

Это какой такой "известный персонаж Самарик"? Все свои 40 лет живу в Самаре и впервые слово то такое слышу! Да и звучит стрёмно... А шишиги действительно прикольные.

Фото на сайте

Все фотогалереи

Новости раздела

Все новости
Архив
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31