Константин Райкин сыграл концертную программу в Театре оперы и балета

В понедельник с концертной программой «Самое любимое» в Самаре выступил Константин Райкин - худрук театра «Сатирикон» и один из самых виртуозных артистов современности. Глядя на Райкина, еще раз понимаешь, что настоящий артист — это «огонь, мерцающий в сосуде», и если это что-то важное внутри есть, то человек будет интересен в любой ситуации, а не только в роли.

На пресс-конференции артист вспоминал театр Монастырского, на концерте - отца На пресс-конференции артист вспоминал театр Монастырского, на концерте - отца
Фото:

 

Тютькину легче
Почему-то казалось, что Райкин начнет со стихов – вечер «вопросов и ответов» ведь чаще всего оставляют «на закуску». Но нет. Выбежавший на сцену в черном фраке артист первым делом стал рассказывать о себе и о семье. Главным сюжетом в этом монологе стали, конечно, отношения с папой, великим Аркадием Райкиным.
 Как с детства маленький мальчик видел атмосферу обожания, в которой жил отец (о его невообразимой популярности Константин Райкин отдельно расскажет несколько баек, включая историю, как Райкин-старший на спор попытался переодеться официантом). Как его маленьким брали в театр, и как бестактные взрослые спрашивали: «Ну ты, конечно, тоже будешь актером?» Честолюбивому мальчику это «конечно» не нравилось. И он, как мог, сопротивлялся судьбе.
 Занимался спортом – легкой атлетикой, прыжками в длину (!) Но понял, что при таком росте никогда не будет прыгать дальше всех, хотя уже входил в сборную Ленинграда, был кандидатом в мастера спорта. Бросил: «Хотя спорт остался со мной на всю жизнь, потому что спорт — это труд. Остались приемы поведения. Как каждый день по несколько сантиметров двигаться к намеченной цели? Надо сказать, что в нашей стране этого не умеет почти никто. А если ты будешь всю жизнь двигаться к цели, то к концу жизни прыгнешь дальше всех. Тут главное - жить долго».
 Увлекся биологией и летом после школы уже почти поступил в ЛГУ, но вдруг подумал попробовать еще и на актерский. Поехал в Щукинское училище, на первом же туре покорил комиссию так, что его отправили сразу на третий, минуя второй (решил одновременно с чтением стихов и прозы в неожиданных местах вкраплять изображение животных: «Почему животных — я понимаю, я тогда ими увлекался, но почему я такую глупость придумал?!»). Словами не передашь, как сейчас 60-летний Райкин в лицах рассказывает о своих вступительных экзаменах.
 Но борьба с репутацией «папиного сына» и одновременно зависимость от высочайшей планки, заданной отцом, так и осталась с артистом на всю жизнь: «Тютькину легче. Потому что его-то сравнивают с уровнем пола, и чуть выше — уже хорошо, молодец Тютькин. А тут тебя сравнивают с Эверестом. Аркадий Райкин — это же Эверест. Джомолунгма».
«Всегда читай стихи»
 Глядя на Райкина, еще раз понимаешь несколько простых истин. И прежде всего, что талантливый актер – это внутренне наполненный человек, а совсем не актер с универсальными физическими данными. «Огонь, мерцающий в сосуде», как писал Заболоцкий о красоте, в стихотворении, тоже прозвучавшем в этот вечер. И тогда на артиста будет интересно смотреть в любой ситуации. На пресс-конференции, когда он сидит за маленьким столиком в джинсовом костюме и терпеливо отвечает на все вопросы, позволяя себе только слегка подтрунить над таблоидами, но ни в коем случае не проигнорировать. На сцене, когда он стоит перед микрофоном один на один с тысячным залом и рассказывает о себе с какой-то потрясающей степенью самоиронии – так относятся к себе только очень талантливые люди (как он изображает вытянутые лица первых зрителей, ожидавших увидеть сына Райкина похожим на красавца-отца!). В Константине Райкине, впрочем, амбиции борются с неуверенностью – планка-то высока, и достичь ее непросто. «Когда я говорю о себе хорошо, я шучу», - признается артист. Нет оснований не поверить ему.
 Он долго-долго рассказывает о себе, и в какой-то момент проговаривается. Рассказывает о своем концерте в Юрмале, первом, на который пришел отец. Как сначала долго смешил зал, а потом, когда публика уже всецело была «его», стал читать стихи. «Всегда читай стихи», - сказал сыну после концерта Аркадий Райкин.
 В полном соответствии с заветом и верный своей схеме, уже окончательно покоривший зал Константин Райкин и в этот самарский вечер переходит к стихам: Самойлову, Заболоцкому, Рубцову, Мандельштаму, Пушкину. Без «поэтического» отделения нельзя было и еще по одной причине, которую явно имел в виду артист. Райкин ведь актер большого диапазона, и в том числе потрясающий драматический артист. Один из лучших ныне живущих в России. Насколько это было возможно, на вечере он продемонстрировал этот диапазон — от юмористического рассказа до любовной лирики. Будем надеяться, что еще увидим Райкина в настоящей роли. Но, видимо, не скоро - график у артиста, по его же словам, расписан на полтора года.


Очень боялся за «Чайку»
 С верой в отечественный театр
 Константин Райкин, актер, худрук театра «Сатирикон»:
 - Какие у вас впечатления от уходящего сезона?
 - В театре в Москве всегда есть интересные вещи. Часть критиков говорит о гибели русского театра, но это было всегда. Есть такие псевдотревожные люди – им просто нравится их лицо, когда на нем мрачное выражение. Они так до этого смотрятся на себя дома в зеркало, прикидывают, что им идет – такие углы рта опущенные, презрительные ручки… Но если говорить серьезно, то в отечественном театре всегда есть, от чего вдохновиться, всегда есть талантливые проявления.

 Юра Бутусов выпустил у нас в «Сатириконе» «Чайку» - слава богу, я могу о ней говорить, потому что не имею к этому спектаклю отношения. Это просто выдающееся явление отечественного театра. Это невиданное что-то! По таланту, по смелости, по новому взгляду. Я очень боялся. Потому что самый некассовый, «затрактованный» драматург – это Чехов, а у него есть еще самая некассовая пьеса – «Чайка».
 Я просто поклонник этого спектакля, я гордость испытываю от того, что зрители в без пятнадцати двенадцать ночи, когда спектакль заканчивается (он идет четыре акта, три антракта)  стоят и орут, как ненормальные.
 - Вы сами в этом сезоне сыграли «Вечер с Достоевским» 35, кажется, лет спустя?
 - 33 года.
 - Для вас это новый спектакль?
 - Новый. Потому что в «Современнике» он шел в маленькой комнате, и мы играли вдвоем с Леной Кореневой, вернее, даже втроем с Гариком Леонтьевым, потому что для «прохождения» материала через цензуру к «Запискам из подполья» был пришпилен «Сон смешного человека» - «для высветления картины мира». А тут я играю один на тысячный зал. Это сложно, интересно, рискованно.
 - У Самары есть шанс увидеть эту премьеру?
 - Есть, конечно. Но я завишу не от своего желания, а от реальности приглашения. К тому же, у меня все расписано по дням и репетициям на полтора года вперед. Люди же многие живут так: «А вы завтра можете?» - «Нет, завтра не могу». Ни завтра, ни послезавтра – договариваться надо заранее.
 Но Самара для меня город такой родной и памятный… Я здесь много раз бывал, начиная с «Современника». Потом я помню спектакли в вашем театре драмы, помню артистов. Помню «Ричарда III», помню Юру Демича, Николая Засухина, помню вообще спектакли Монастырского – это был один из самых сильных театров страны. Из нестоличных, может быть,  самый сильный.

 Личное дело
 Константин Райкин родился 8 июля 1950 года в Ленинграде, где закончил физико-математическую школу №45. В 1971 году окончил театральное училище им. Щукина (курс Ярцева). В том же году был приглашен Галиной Волчек в театр «Современник», на сцене которого играл десять лет. За это время сыграл в театре 38 ролей, из них 15 главных в спектаклях: : «Валентин и Валентина» Рощина, «И пойду и пойду…» по Достоевскому, «Монумент» Ветемаа (режиссер В. Фокин), «Балалайкин и Ко» по Салтыкову-Щедрину (режиссер Товстоногов), «Двенадцатая ночь» Шекспира (режиссер Джеймс) и другие. В 1981 году перешел в Ленинградский театр миниатюр под руководством своего отца, Аркадия Райкина. В 1982 году театр переехал в Москву и стал Государственным театром миниатюр, а с 1987 Московским театром «Сатирикон». В этот период вместе с отцом он сыграл спектакли «Его Величество Театр» и «Мир дому твоему». В 1985 году состоялась премьера авторской программы Константина Райкина «Давай, артист!». В том же году ему было присвоено звание Заслуженного артиста РСФСР. С 1988 года является художественным руководителем театра. С 2001 года Константин Райкин является руководителем курса в Школе-студии МХАТ.
 

Источник: www.vkonline.ru

Последние комментарии

Динара Умярова 04 августа 2025 08:31 "Пластилиновый дождь" готовится удивить Самару в юбилейный раз

Содержательная статья талантливого журналиста.

Екатерина Бельская 19 мая 2025 13:25 Стали известны сроки реставрации Самарского театра драмы

Это не театр драмы, а мечеть. Оставили бы как есть.

Аркадий Галицын 16 апреля 2025 11:55 Стало известно, как планируют организовать застройку центра Самары

Другими словами никто ничего не будет строить. Будут холупы - позор на всю страну. Туристы и гости города просто в ужасе от центра Самары.

Игорь Попов 14 апреля 2025 09:58 В музее Рязанова пройдут медиация и лекция по сохранению культурного наследия

"Любовь холоднее смерти", 1969. Режиссер Райнер Вернер Фассбиндер. Фильм "Бассейн" не его авторства! Учите матчасть!

Фото на сайте

Все фотогалереи

Новости раздела

Все новости
Архив
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31