Если вы нашли ошибку в тексте - выделите ее и нажмите CTR+Enter
В Самарском областном художественном музее открылась выставка молдавского графика-иллюстратора Ильи Богдеско (1923-2010). Одновременно с Самарой выставка его работ открылась в Чебоксарах, зимой она проходила в Саратове, а минувшей осенью была в Архангельске, до этого в Санкт-Петербурге.
Так художественное общество хочет почтить память замечательного художника, автора выдающихся иллюстраций не только к произведениям молдавской литературы, не только к русско-советской классике, но и к шедеврам мировой литературы. Ментальные различия между иллюстрированием русской и мировой литературы, пойманные бессарабским художником, можно увидеть на открывшейся выставке.
Выставка небольшая, и представленные работы маленькие. Зайдя в лекционный зал Художественного музея, видишь только рамы, в каждой по три-четыре гравюры, настолько маленькие, чтобы уместиться на книжную страницу. Выставка не представляет интереса на большом расстоянии. Тут не покачаешь головой, не станешь ходить вокруг да около, прицеливая искушенный глаз. Буквы в книге и штрихи на книжной гравюре начинают сообщать свою историю только на очень близком расстоянии. Без неуместных охов и вздохов, без ажиотажа. Смотреть иллюстрации надо в том же темпе и с тем же настроением, что и читать книгу.
Первая представленная серия гравюр – «Дон Кихот». Над ней мастер работал с 1984 по 2004 год. За двадцать лет он сделал 36 гравюр и более сотни эскизов. «Я мог бы иллюстрировать его бесконечно», - говорил художник. Несомненно, трудно работать над темой, к которой уже обращались Дали и Пикассо, Гойя и Домье, особенно трудно это делать после кропотливых, хрестоматийных иллюстраций Густава Доре. Но Доре делал гравюры на дереве, отчего его Дон Кихот получается несколько тяжеловесным, фигура его создается жирными линиями, которые так и тянут его к земле: он изображается распластавшимся, падающим, висящим. У Доре Дон Кихот - это дух, мучающийся тяжестью даже своего скудного тела. Другое у Богдеско. Дон Кихот – абсолютно гармоничная личность. Гравюра по металлу не то же, что гравюра по дереву: фигуры здесь легки, воздушны, даже живот Санчо Пансы не вываливается, а, словно шар, готов взлететь. Животы у Богдеско растут вперед и вверх, во все стороны, только не вниз. Богдеско, очевидно, вдохновлялся картинами Возрождения, наверное, более всего Эль Греко. Его «Поверженный Дон Кихот» - это распятый вниз головой апостол Петр, здесь любое фиаско является результатом заранее продуманного самопожертвования.
Другая большая серия, представленная на выставке, иллюстрации к знаменитой «Похвале глупости» мыслителя эпохи Возрождения Эразма Роттердамского. Очевидно, что художнику особенно близки ренессансный оптимизм и гротеск, его возвышенная телесность, смеховая, пародийная литература. Дон Кихот ему нравится тем, что слишком длинен, Панса тем, что слишком кругл, Мидас – длинными ушами, а все прочие – орлиными носами и легкими развевающимися полами одежд из мешковины. То же можно увидеть и в иллюстрациях к «Путешествиям Гулливера» Джонатана Свифта, за которые Богдеско был награжден на Всесоюзном конкурсе в 1980 году: Гулливер, проваливающийся в декольте фрейлины из Бробдингнег, Гулливер-любовник, сошедший с картин Ватто, под балконом королевы лилипутов. Развевающиеся волосы, одежды – все при нем. Любопытны ракурсы, выбранные художником. Это может звучать как анахронизм, но он словно облетает Гулливера на вертолете. От того, что точка зрения художника находится в воздухе, кажется, что и изображаемое находится немного не на земле. Все летит куда-то вверх и немножечко вверх тормашками.
То, что Богдеско жизнерадостный художник и не может изображать плохих людей, а может только хороших, видно по его Городничему из «Ревизора» - несчастному, надутому мехами, с вылупленными, готовыми заплакать глазами. Видно и по двум иллюстрациям к «Преступлению и наказанию». Старуха-процентщица, в которой Соня с трудом уговаривает Раскольникова и читателя увидеть человека, а не вошь, потому как она в романе показана именно как вошь, похожа на собирательный образ матери. Художник хотел подчеркнуть способ заработка ростовщицы и сделал ей огромные морщинистые руки, но все равно кажется, что это материнские руки, стремящиеся приласкать сына. Раскольникова художник изобразил со спины: черным мешком. Если б Раскольников повернулся, не смог бы Богдеско не изобразить сыновнюю любовь в глазах убийцы.
Татьяна Петрова, замдиректора по науке Самарского областного художественного музея:
- Сейчас почти никто не занимается резцовой гравюрой. Это очень серьезная и трудоемкая, старая техника. И замечательно, что в наше время выплывают из прошлого такие произведения, выполненные еще советскими художниками, двадцать-тридцать лет назад, и их можно показать, показать, как работали художники в этой технике. Теперь и оригинальной книжной иллюстрацией мало кто занимается, поэтому я считаю, эта выставка будет интересна. И особенно нашей творческой молодежи.
Валентина Чернова, искусствовед, член Союза художников Техника резцовой гравюры древнейшая. Резцами резали по металлу еще в средневековье. Богдеско - художник уникальный в своем роде. Теперь с резцом никто не работает. Это как Атлантида - ушло, исчезло, этого больше нет.
Туристский информационный центр решил выяснить, что жители Самарской области думают о туристической привлекательности нашего региона. Приглашаем к участию в опросе.
Что поможет привлекать гораздо больше туристов в Самарскую область?
Какое вранье и лицемерие. Предательница, сбежавшая через месяц в Израиль. Волга ньюс, Вам не кажется, что эту статью нужно убрать, а если хотите упоминать имя этой продажной , ненавидящей Россию, детке своей мамы, то пишите о ней правду!
Последние комментарии
Совершенно справедливо.
Виляют и друг на друга кивают...
Осмелел при Рыбаковой ручной был...Гефест на себя перевел или все жонушкой прикрывается
великолепные книги супер
Какое вранье и лицемерие. Предательница, сбежавшая через месяц в Израиль. Волга ньюс, Вам не кажется, что эту статью нужно убрать, а если хотите упоминать имя этой продажной , ненавидящей Россию, детке своей мамы, то пишите о ней правду!