Александр Громов: «В общении проверяются идеи»

Одним из участников завершившегося недавно Творческого образовательного лагеря «Молодые молодым» был председатель правления Самарской областной организации Союза писателей России Александр Громов. Он рассказал «ВК», какой видит сегодняшнюю литературную ситуацию.

Фото:

 «Язык - как котелок, и у каждого своя ложка»

- Писательство - дело уединенное. Зачем собираться и обсуждать литературные дела?

- Всегда нужно проверять свое творчество, обсуждая его с другими людьми. Хороший писатель все слушает, но делает все равно по-своему. Я, например, написанный рассказ раздаю пяти-шести близким, они мне говорят замечания, и процентов десять из них я принимаю. В общении если не рождаются, то проверяются идеи. Это очень важно - знать, как воспринимают твое творчество окружающие, близкие по духу люди. Но проверять надо не бабушках из подъезда, не на маме и папе, а на творческих личностях.

Литература всегда выше материальных ценностей. Научиться делать то, что будет легко продаваться, несложно. Труднее создавать литературу, которая выражала бы сознание народа. К нам в Союз писателей постоянно приносят рукописи, одно время, после «Гарри Потера», нас историями  про волшебников завалили,  потом "могильно-вампирская" тематика стала модной. Естественно, что молодежь реагирует на то, что происходит в мире, что востребовано покупателем книжных магазинов, но это однодневная литература. Настоящая литература - совершенно другое.

- Зачем сегодня нужен Союз писателей? Он может помочь сделать литературу качественнее?

- Профессии писателя сегодня нет. Я не являюсь сейчас официально работником культуры. В отличие от уборщицы в драмтеатре или гардеробщицы в областной библиотеке. Литературой никто не зарабатывает. Все где-то еще устраиваются. Самые счастливые из членов нашего союза - это пенсионеры, у них есть гарантированный государством доход. Это, конечно, нелепо, все равно, что посылать балерину днем трудиться у станка, а вечером она будет выходить на сцену. Литературой нужно жить, быть в литературном процессе, читать критику, толстые журналы...

-  По каким критериям можно отличить проходную литературу от подлинной?

- Они у каждого свои. Лично у меня критерий такой: если человек стал лучше и добрее, прочитав книгу, значит это стоящая литература. А второе, для нашей местной российской ситуации, это совпадение с самосознанием русского народа. Когда писатель болеет душой и переживает за народ, пытается сделать людей нравственно лучше. Все формообразующие изыски тоже интересны. Из молодых самарских писателей только один-два чувствуют народное самосознание, но зато многие из них обладают чувством юмора, хорошо чувствуют язык. И на наших встречах в Cоюзе одни могут научиться этим приемам. Язык - он как котелок, а у каждого писателя своя ложка, которой он черпает оттуда. И очень полезно собираться и смотреть, какой "столовый прибор" у твоих коллег, как они воспринимают те ситуации, с которыми сталкиваешься ты сам.

 - У вас как писателя был опыт столкновения с властями?

- Однажды мне позвонили из местного ФСБ и пригласили на беседу. Я всю ночь перебирал в памяти, чем я мог провиниться, а утром пришел и получил предложение... написать книгу к юбилею управления! Получилось очень хорошее сотрудничество. Дело даже не в деньгах, которые заплатили, а в том, что меня допустили к архивным материалам, в том числе и довоенным. Это дало мне возможность ознакомиться с редкими документами, почувствовать дух, атмосферу той эпохи. Это, конечно, важнее гонорара.

«Проклятые вопросы»

- В чем ответственность писателя перед читателем?

- Автор должен любить своих героев, какими бы подлецами они  ни были. Если это есть, то чувство сострадания передается и читателю. Когда любишь людей, то начинаешь переживать, какие бы гадкие поступки они ни совершали. Казалось бы, Раскольников в романе Достоевского «Преступление и наказание» - сволочь, убил старушку, мысли у него были гадкие. Но автор его любит и мечтает его спасти. И вместе с ним спасает тех людей, которые читают роман. Тут вопрос в том, что первично - ты в литературе или то, что происходит вокруг тебя? У меня был хороший пример в армии, мой прапорщик говорил: «Хороший человек - это тот, в котором хотя бы 51 процент хорошего, а 49 плохого». Железное определение!

- Как вы думаете, эпоха постмодернизма в литературе подходит к концу? Что будет дальше?

- Было время, когда масса людей, живущих перепевами чужих идей, цитатами, заполнила литературу. Но сейчас приходит понимание, что поколение, воспитанное на этом материале, оказалось не способно встроиться в строительство государства. Думаю, что это все пройдет. Сейчас нам на смену идет новое поколение, те, кому от 18 до 30, у них есть чувство ответственности (в отличие от тех, кто старше на 10-15 лет). У молодых есть понимание народного самосознания и необходимости создания крепкой государственности. Я рассчитываю на нашу молодежь!

- Можно ли вас назвать государственником?

- Да, я считаю, что государство должно быть сильным и мощным. Только оно может сберечь нас от прозападной культуры, основанной на культе материального, чтобы она не проникла в наш духовный мир. На Западе это все очень хорошо ощущается, по себе сужу. Там к тебе относятся как к носителю какого-то духовного ядра. Я всю жизнь мечтал почувствовать себя каким-нибудь датчанином или норвежцем, человеком, которому все "по барабану", вся эта мировая проблематика. А мы, русские, не можем быть к этому равнодушными! Это же воспитывалось на протяжении многих поколений. Иногда хочется просто жить, пить пиво, болеть за местную футбольную команду и выкинуть из головы все "проклятые" вопросы, но не получается. Такая уж российская ментальность...

Справка

Александр Громов родился 26 января 1967 года городе Подольске Московской области. В 1968 году семья переехала в город Самару (тогда – Куйбышев), где Громов живет и сейчас. Военную службу проходил в Афганистане, награжден медалью «За боевые заслуги». После службы в армии работал в Советском райкоме ВЛКСМ. Был заместителем редактора газеты «Молодежная волна».

В 1993 году окончил Литературный институт им. Горького. С 1995 года работает в Самарской областной писательской организации, сначала в должности литературного консультанта, затем заместителем председателя правления, а с 2004 года Громов – председатель правления Самарской областной писательской организации. С 2005 года – секретарь правления Союза писателей России.

Автор книг прозы «Легкое терпкое вино» (1997), «Слава Богу за все» (2000), «О Любви» (2003), «Государственное дело» (2011). Художественный редактор книги «Паракало» (2010). Публиковался в журналах «Москва», «Русское эхо», «Русская провинция», «Всерусскiй соборъ», «Родная Ладога», «Немига».

В 1995 году основал всероссийский литературный журнал «Русское эхо», который выходит по настоящее время.

Последние комментарии

Алекс Ворон 06 декабря 2024 04:11 Что не так с самарскими "шишигами": мнения жителей и экспертов

Полностью с Вами согласен. И про наших "чуднЫх" парламентариев и про "Самарика". Которого впервые слышу.

Алекс Ворон 06 декабря 2024 04:06 Что не так с самарскими "шишигами": мнения жителей и экспертов

Это какой такой "известный персонаж Самарик"? Все свои 40 лет живу в Самаре и впервые слово то такое слышу! Да и звучит стрёмно... А шишиги действительно прикольные.

Nataly Kozlovskaya 05 декабря 2024 12:08 Что не так с самарскими "шишигами": мнения жителей и экспертов

В Самаре в кои-то веки сделали что-то реально крутое. Что вызывает желание приехать в этот город и бродить по улицам в поисках шишиг. Сразу хочется и какую-то сувернирную карту города купить с нанесенными на нее точками, где этих шишиг искать. И потом в каком-то кафе посидеть, замерзнув или устав от поисков. И купить маленькую скульптурку шишиги на память.

Анна Вырина 04 декабря 2024 13:11 Что не так с самарскими "шишигами": мнения жителей и экспертов

А Матвеев с таким комментарием сам не идиот? Пора бы парламентарию уже научиться разговаривать нормально и уважительно. Кто такой Самарик? Ни разу не слышала. Согласна с Арменом Арутюновым. Дайте городу крутое новое развитие. И отстаньте уже от этого милого и интересного проекта!

Дмитрий Лакоценин 04 сентября 2024 05:27 Михаил Матвеев: "На бывшем заводе клапанов нужны полноценные раскопки"

Совершенно справедливо.

Фото на сайте

Все фотогалереи

Новости раздела

Все новости
Архив
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2