В Самарском художественном музее открылась выставка «Эйдетические этюды» молодого художника Евгения Бугаева. Искусство этого художника - редкий для Самары образец осмысления проблем, над которыми бились еще средневековые алхимики языком «контемпорари арт».
Трансмутация на кухне
Евгений Бугаев, вероятно, единственный из молодых самарских художников, столь отчетливо (даже, можно сказать, подчеркнуто) сконцентрирован на метафизической тематике. Сам он называет свое искусство эйдетическим. «Я использую этот термин, чтобы уйти от слова «метафизика», которое теперь означает все, что угодно, - объясняет он. - Эйдос — это идея, которую невозможно пересказать. Это то, что предшествует мысли и произведению, но все же в нем воплощается».
Строгая композиция выставки вполне соответствует интересу автора к платоникам и средневековой алхимии. Пять серий по четыре работы в каждой повешены в строгой симметрии, которую чуть нарушает одна из работ, исключенная из своей четверки и присоединенная к другой. Этот нюанс превращает композицию в некий пифагорейский квадрат, где ряды четверок и троек, пятерок и двоек образуют множество семерок. Сами работы (фото, видео и «традиционные» холст-масло) тоже очень рационально играют с мотивами иррационального.
Три серии из пяти — постановочные фотографии, варьирующие фирменный прием художника: обнаружение (или вторжение) символики чистых геометрических фигур в «живой» мир (в случае Бугаева слово «живой», конечно, приходится брать в кавычки). Круглый красный стол, на нем осколки яичной скорлупы, целое яйцо и отрезанная петушиная голова, торчащая из кофемолки. Принцип построения композиции, основанной на рифмах жизнь (яйцо) — кровь (красный стол) — смерть (отрезанная голова), даже слишком прозрачен, но изображение все равно гипнотизирует. Гипнотизирует, во-первых, выразительностью, которую обретают на этом снимке контрасты белого и красного, а во-вторых, тем, что абстрактной композиция до конца не становится, сохраняя черты бытового фотоснимка. Красные стулья, виднеющиеся за краем стола, легко можно было бы обрезать, но именно эта деталь, возвращающая работу из мира символов в кухню, делает ее живым.
Подобных приемов много в работах Бугаева. Вот одно из самых простых и вероятно одно из самых удачных видео художника: желтый шарик трепещет на ветру рядом с белым каменным бюстом. Очень ярко схваченный контраст движения и неподвижности, цвета и бесцветности читается и как контраст «вечного» искусства (бюст) и мимолетной, «бессмысленной» вещи (шарик). Парадокс в том, что символом жизни в этой работе начинает казаться именно «бессмысленная вещь», а не произведение искусства.
Космические операции
Две работы из серии «Вне земли» уже экспонировались и в Самаре, и питерском музее современного искусства «Эрарта». Здесь художник играет с символикой «офицерской линейки», составляя бесконечные ряды схематичных самолетиков, прямоугольников, флажков и т.д. В итоге эти значки воспринимаются как многозначительные символы, а белые холсты, на которые они нанесены, становятся образами бесконечности. Вариаций на эту тему у художника много. Есть видео, где эти же значки летят в белой пустоте, есть покрытые золотым фоном холсты, на которых крестики и прямоугольники читаются уже как египетские иероглифы.... Не слишком ли переусердствовал художник, пытаясь выжать все из одного приема? По словам замдиректора Художественного музея Константина Зацепина, серия, скорее, требует расширения, чем сокращения. Можно, например, представить себе, какое впечатление эта «операции на тонком плане» (раннее название серии) производила бы, займи она сотни метров стен какой-нибудь галереи....
Серия «Эйдетические этюды», давшая название выставке, и видео «Ловцы жемчуга», варьирующее ее темы, - наверное, самые сложные произведения художника, так как в них он работает с живыми моделями. Мужчины в воде со страусиными яйцами в руках — сложно представить, как в наше время может существовать абсолютно серьезная, без грамма иронии работа на подобную тему. И тем не менее, работы есть, и действительно производят некое гипнотическое впечатление. «Здесь старая идея брака воды и огня передана средствами видео», - говорит Бугаев о «Ловцах жемчуга». Видео действительно напоминает ожившую средневековую гравюру, хотя его символика кажется, может быть, уж слишком лобовой...
В общем, мы увидели действительно очень яркого и своеобразного художника. Конечно, с определенной точки зрения, мир Бугаева довольно узок, а рационально просчитанные операции со стихиями и древними символами иногда напоминают легенды о демиургах, повторяющих работу Творца, но не способных вдохнуть жизнь в свои творения. Юмор, самоирония, случайность — ничего из этого вы не встретите в этом перенасыщенном древними символами мире. Но в то же время все представленные на выставке работы действительно «работают», вводя нас в пространство, где можно очень хорошо почувствовать, так сказать, архетипический смысл цвета, движения, воды, простой формы.
Константин Зацепин, замдиректора по развитию Самарского областного художественного музея:
- В 2004 году Евгений Бугаев стал одним из победителей организованного нашим музеем конкурса «Открытый город». Сейчас нам показалось, что он вполне «дорос» до персональной выставки. Этот художник в самарской арт-среде держится несколько особняком. Он начинал с группой художников галереи «ХI комнат». Но если для них в искусстве в первую очередь важна экспериментальная творческая «кухня», сам процесс творчества, то Бугаев, напротив, выделяется своим перфекционизмом, нацеленностью на законченный результат художественного труда – Произведение. Работы Евгения всегда точно рассчитаны и даже монументальны. Его метод можно, наверное, обозначить как «постижение иррационального средствами рационального». Поэтому у него так много геометрии, образов, связанных с алхимией. Лично мне Бугаев интересен не столько своими метафизическими штудиями, сколько мастерством колориста, умением работать с линией, формой, цветовым полем. Именно это и хотелось показать на выставке.
Евгений Бугаев, художник:
- Я хотел, чтобы эта выставка воспринималась как целостное произведение, поэтому многие работы здесь по-разному повторяют одни и те же мотивы. Фигуры-символы, словно катализатор, запускающий химическую реакцию, выявляют скрытые свойства реальности.
Я стремлюсь к созданию средствами искусства своего параллельного мира, отсюда и стремление задействовать все возможные средства: живопись, музыку, фотографию и видео.
Как художник-модернист я с максимальной прямотой и недвусмысленностью воплощаю в своей эстетической практике теории неоплатоников и гностиков, в которых фигурируют категории Формы, Сущности и Субстанции. В традиционном искусстве все это присутствует в виде намеков, а здесь «открыто» и «буквально».
Последние комментарии
Совершенно справедливо.
Виляют и друг на друга кивают...
Осмелел при Рыбаковой ручной был...Гефест на себя перевел или все жонушкой прикрывается
великолепные книги супер
Какое вранье и лицемерие. Предательница, сбежавшая через месяц в Израиль. Волга ньюс, Вам не кажется, что эту статью нужно убрать, а если хотите упоминать имя этой продажной , ненавидящей Россию, детке своей мамы, то пишите о ней правду!