Новый закон об образовании получил поддержку педагогического сообщества, причем принципиальную, в той части, которая касается технологической составляющей образовательного процесса. Хотя, по мнению профессионалов, есть вещи, вызывающие массу вопросов. Свою точку зрения на образовательные инициативы высказывает доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики ПГСГА, член-корреспондент РАО, лауреат премии правительства РФ в области образования и науки Владимир Бездухов.
- Как вы считаете, чего не учли разработчики нового закона?
- Поскольку я занимаюсь проблемами гуманизации образования, то, на мой взгляд, упущение в содержании школьного образования – это отсутствие предметов этической направленности. Этика – наука о морали, наука об искусстве жизни. Она описывает человека не таким, каков он есть здесь и сейчас, но таким, каким он должен быть в свете морального закона, который есть не побуждение к нравственности, но сама нравственность.
Второй момент: содержание образования сильно перегружено теми знаниями, которые никогда не будут востребованы людьми. Акцент на профильное обучение, где налицо преобладание одних дисциплин над другими, конечно, учитывает дальнейшую траекторию развития молодого человека. Но вопрос: будет ли в таких условиях у школьников складываться целостное мировоззрение? По-видимому, нет. Это будет лоскутообразная картина мира. А потому вопрос о формировании у школьников целостного мировоззрения остается открытым. Во всяком случае, сегодняшние подходы к тому же ЕГЭ предполагают всего лишь банальное натаскивание учеников.
- Этот пресловутый экзамен критикуют на всех уровнях. Но, может быть, стоит отнестись к нему как к формальности?
- Нет. С внедрением ЕГЭ исчез четвертый элемент содержания образования – эмоционально-ценностное отношение к людям, к миру, к самому себе. У детей формируется линейное мышление, а это значит, что они перестают мыслить: главное – поставить "галочку" в нужной строке. Мы начинаем формировать человека, которому не надо думать. Такими людьми удобно управлять, но вряд ли они будут способны генерировать идеи. Я уже не говорю о том, насколько некорректно составляются тесты.
Педагогическое сообщество бьет тревогу, но мнение профессионалов, к сожалению, не учитывается. Возможно, сама практика заставит обратить внимание на инициативу "снизу" и внести в единый государственный экзамен изменения, о которых говорят не первый год.
- К чему, по большому счету, может привести формальный подход в образовании?
- Мы теряем главное завоевание российской системы – фундаментальное образование, потому что обучение носит прикладной характер. На одних умениях и навыках далеко не уедешь, а школа не развивает способности к продуцированию знания. Это приведет к тому, что у нас не будет научной элиты. Парадоксально: человек, который не умеет продуцировать знания, не осознает, что ему знаний не хватает. Ведь общество знаний, которое сейчас строится, уже столкнулось с этой проблемой.
- Платон утверждал, что государство, которое не заботится о воспитании юношества, обречено на гибель. Оппоненты считают, что роль воспитательного фактора недооценивается в новых концептах.
- Платоновская мысль прослеживается у всех великих мыслителей человечества. Беда разработчиков в том, что они забывают историю педагогики. Отрицательный опыт надо изучать, чтобы не повторять ошибок. А мы упорно изобретаем колесо, затем ломаем, потом заново изобретаем. В 1990-е гг. прошлого столетия само понятие "воспитание как социальное явление" ушло из школы, и вследствие эпохи вседозволенности мы получили то поколение, которое имеем. Такое поколение далеко не всегда стремится встать на точку зрения другого человека, посмотреть на мир и его глазами. Сейчас пытаемся наверстать упущенное. Но этому не способствуют новые тенденции.
В связи с тем, что в глобальном обществе повышается роль знаний, приоритетной стала информация. Но образование – это не только знание: образование, по определению, есть формирование образа. И возникает вопрос: какой образ человека мы получим в итоге?
- Образ конкурентоспособного выпускника, отвечающего запросам рынка труда...
- Но экономического развития не будет, если экономика окажется в руках безнравственных людей. Информированный человек – далеко не всегда носитель культуры. Сейчас во главу угла ставится успешный человек. Ничего плохого в этом нет, но будет ли успешный человек споспешествовать успеху другого? Чего греха таить, все мы хотим пользы для себя. Мы можем заниматься наукой, бизнесом – чем угодно. Но мы не должны отличаться друг от друга по такой характеристике, как чувство собственного достоинства.
Еще в "Повести временных лет" говорилось: "Человек на своем месте должен споспешествовать процветанию государства", – а это возможно только в том случае, если каждый из нас на своем месте будет способствовать успеху других людей. Тогда как исключительно корыстолюбивые интересы, так или иначе, разрушают государство.
- Сейчас реализуется концепция работы с одаренными детьми. Поможет ли она становлению так называемого креативного класса?
- Отличная концепция! Хотя одаренность ведь может проявиться в разном возрасте. Моцарт в пять лет начал сочинять музыку, а Гончаров в сорокалетнем возрасте начал писать свои знаменитые романы. Но когда с первого класса взрослые рьяно занимаются одаренностью ребенка, то он оказывается в разбалансированном состоянии. Он еще не осознает себя, а ему предлагают путь, от него не зависящий. Иногда развитие дарований для ребенка – каторга.
Второй момент, который мне представляется опасным: нельзя делить детей на "одаренных" и "остальных". В этом смысле, безусловно, все зависит от мудрости учителя и от той среды, которая создана в школе.
Что же касается креативного класса, то здесь опять-таки без воспитательного фактора не обойтись. Тысячи одаренных детей, став блестящими специалистами, эмигрировали из бывшего СССР и трудятся на благо дальнего зарубежья. Поэтому важно приобщать детей к ценностям нашего общества. На мой взгляд, сейчас нужно вести речь о конструктивных межличностных отношениях между людьми: этот компонент утрачивается в обществе. А стало быть, человека здесь ничто не держит. Дети очень изменились по своему развитию, главное, чтобы информация не подменялась нравственностью.
- Можно ли воспитать культурного человека, если реформа добралась до предметов гуманитарного цикла?
- Я не знаю, для чего эта буря в стакане воды, потому что в стандартах образования классика не изъята – ни Гоголь, ни Чехов. Я помню, как критиковали идею духовно- нравственного воспитания, озадачившись, как учитель будет ее воплощать. Он же не может прийти на урок и заявить: "Ребята, сегодня я буду приобщать вас к ценности добра". Но все очень просто. В содержании каждого учебного предмета есть нравственный потенциал, на этом следует акцентировать внимание. Ребенок не может быть вне социума, и чтобы противостоять далеко не идеальной среде, нужно, чтобы ценности были "схвачены" его сознанием и стали мотивами его деятельности.
- Что значит – быть хорошим учителем?
- Почти восемь лет я проработал учителем в сельской школе. Мои дети говорили по-французски, несмотря на то что завуч время от времени вопрошал: "Чего вы их учите французскому, они же будут скотниками и доярками". А развитие ребенка, а культура другого народа? У меня двоечники язык знали. Тогда я понял, что любовь учителя к предмету передается ученику.
Я прекрасно понимаю, что сейчас учитель, как никогда, загружен ненужными вещами, что дети мешают ему оформлять килотонны бумаг. Но во Франции, например, во время каникул двери лицеев закрываются, преподаватели элементарно приходят в себя от школьного ритма и перегрузок. Это есть душевное отношение к учителю. Наш педагог находится в прокрустовом ложе: с одной стороны, многочисленные отчеты, а с другой – ученики, на которых у него не остается времени.
Обратите внимание: есть педагоги, к которым дети бегут, а к другим, пусть сильным предметникам, никто не подойдет. Дети простят ошибку в решении задачи, но не простят унижения и несправедливости. Они тонко чувствуют отношение к себе и сначала воспринимают образ учителя как человека, а потом уже как профессионала.
Самое сложное в деятельности учителя – вызвать встречную активность ребенка, именно пересечение действий учителя и ученика дает ценностный синтез. А образ добросовестного учителя отбрасывает моральную тень на детей. Это и есть нравственность учителя.
- Известный российский педагог Всеволод Зайцев писал о том, что для выживания нации государство должно заботиться о массовом образовании. Как вы оцениваете практику частных школ? И как объяснить ребенку, почему он учится в обычной школе, а его сверстник – в элитной?
- Плохо, если в частных школах воспитывается превосходство, а не достоинство. Дети не могут понять, что на социальное расслоение мы повлиять не можем, и это действительно отчуждает ребенка от образования. Но практика может научить многому. Я знаю примеры, когда богатые люди забирали детей из частных школ, потому что их хорошие оценки не были обеспечены знаниями. Как раз лучшие творческие педагоги остались в "дворовых" школах, потому что изначально не были ориентированы на заработки и все эти годы с энтузиазмом работали за гроши.
На мой взгляд, есть не менее тревожная ситуация – закрытие малокомплектных сельских школ (их содержание называют "неэффективным использованием средств"). Но исчезает школа – исчезает село. А потом опять мы будем тратить деньги, чтобы возродить "убитую" территорию. Я не приветствую укрупнение школ: управлять такой махиной сложно, выгоды мизерные, и к тому же, экономя сегодня, мы потеряем завтра.
- Назову проблему, которая станет упреком высшей школе. Практически все сельские школы Самарской области испытывают дефицит молодых кадров. Получается, вуз не нацеливает выпускника на профессию?
- В нашей академии процент выпускников, работающих в школе, превышает средний индикатор по стране. По сути, учителей готовит только наш вуз, да и здесь сокращается план приема абитуриентов. Из штатного расписания школ устранили социальных педагогов, психологов, которые сегодня крайне необходимы образовательным учреждениям.
Несмотря на то что большинство российских вузов работают по европейским стандартам, Болонская система остается "камнем преткновения". До сих пор мы никак не определимся, кто такие "магистр" и бакалавр". Кроме того, есть еще аспирантура и докторантура... Интересный факт: Китай, вступив в ВТО, сделал заявление о том, что систему образования менять не станет.
Но, в принципе, кадровая проблема сельских поселений упирается в отсутствие нормальных бытовых условий для молодого специалиста. В свое время, приехав в село, я жил при интернате, и сейчас, думаю, мало что изменилось.
- Так каким же должен быть образ нового человека?
- Выражение "новый человек" мне не нравится. Уж сколько веков, начиная с французских просветителей, мечтают вывести новую "породу" человека! А Н.И. Пирогов в позапрошлом столетии писал: "Во все времена с красными фонарями искали нравственных людей". И вот тогда был поставлен вопрос о духовном воспитании подрастающего поколения.
На уровне лозунгов у нас всегда было все замечательно, а на деле надо бороться за человека. И жить – не компаниями и проектами. Модернизация, внедрение информационных технологий – это прекрасно, но кроме этого, что мы осовременили? Стандарт в начальной школе или в дошкольном образовании – это нонсенс, он еще аукнется.
Технологии в образовании предполагают достижение конкретного результата, и опять воспитание не вписывается в этот контекст. Технология – "выучили и замерили", а разве можно замерить человека? У воспитания нет четко выверенных алгоритмов. В систему образования должны быть заложены механизмы саморазвития человека, его развитие вместе с обществом. К ребенку надо подходить с оптимистической гипотезой, с верой в него. Вера окрыляет человека. Это слова Антона Семеновича Макаренко. А великий Кант сказал: "Есть две вещи, которые одухотворяют мою душу: звездное небо над головой и нравственный закон внутри меня".
Последние комментарии
В области талантливых ребят достаточно много, такие мероприятия нужно поставить на поток.
Дело нужное. Хрупкий материал...
9 и 11классы не белеют?
Как показывает время, ничего эффективнее номерков на руке не придумали. Гоните директора, чему он современных детей научит, судя по организации набора в школу
СамГУ круче вопреки всему (хотя и его нет несколько лет). Ибо там замечательные юристы заведуют кафедрами, которые предлагают лишать гражданства за неучастие в выборах. Это круто. Не боятся за свой докторский диплом. Один только вопрос к СамГУ: где ваши академики? В СГАУ их было. И первый появился очень давно. И членкоры тоже в наличии. Но ведь это к крутизне не имеет отношения, правда? Особенно, если университет имеет статус национального исследовательского. :) Но ведь это к крутизне отношения