Быть первыми в космосе - об этом мечтали все. Десятки тысяч самарцев упорно трудились ради того, чтобы эта мечта осуществилась. Некоторые из них даже не знали, что работают на космос, но весть о том, что мы - первые, стала для них, может быть, самой радостной в жизни. Ветераны и сегодня помнят 12 апреля 1961 года, словно все это было вчера. Вспомним и мы - вместе с ними.
Это была ИХ ракета!
"12 апреля 1961 года я был на полигоне в районе железнодорожной станции Тюра-Там Казахской ССР (космодром Байконур), - вспоминает Г.Е.Фомин, в то время заместитель начальника отдела испытаний Филиала №3 ОКБ-1, а сегодня - почетный работник АО "РКЦ "Прогресс". - На стартовой площадке №1 команда С.П.Королева впервые в мировой истории готовила ракету-носитель и космический аппарат для запуска человека на околоземную орбиту. Примечательно, что первые две ступени, а именно центральный блок и четыре боковых блока были изготовлены в Куйбышеве (ныне Самара) на заводе "Прогресс" при техническом сопровождении конструкторов филиала №3 ОКБ-1".
Георгию Евгеньевичу не довелось готовить к старту гагаринский "Восток", но в день запуска он был совсем рядом - на площадке №31, примерно в 15 километрах от площадки №1. В составе бригады завода "Прогресс" и филиала №3 ОКБ-1 готовил к контрольному запуску серийную ракету Р-7 для ракетных войск стратегического назначения. День был ясный, солнечный, и старт Гагарина они видели очень хорошо. А через два часа всем сообщили, что полет успешно завершился.
"Настроение у нас было приподнятое, мы гордились успехами наших товарищей-москвичей, не придавая особого значения тому, что в этом успехе есть и наш вклад, вклад куйбышевцев, изготовивших для этой ракеты первые две ступени", - вспоминает Г.Е. Фомин.
Рядом с Королевым
Весной 1961-го Г.П.Аншаков только-только окончил Куйбышевский авиационный институт и пришел в филиал №3 ОКБ-1 на должность инженера-конструктора. Судьба распорядилась так, что 12 апреля 1961 года он встретил в подмосковных Подлипках (сейчас это г. Королев). Геннадия Петровича направили из Куйбышева на стажировку в "головную организацию" - ОКБ-1, где под руководством С.П.Королева родились и Р-7, и гагаринский "Восток", и аппараты серий "Зонд", "Луна"...
"О полете Гагарина первыми узнали мои наставники, - вспоминает Г.П.Аншаков. - Неожиданно для меня один из них сказал, что рассчитывал активный участок выведения, а другой сообщил мне, что рассчитывал спуск. И главное, все сотрудники до последнего молчали, и я ничего не знал об их работе по обеспечению первого пилотируемого полета. На меня произвело неизгладимое впечатление такое ответственное и в то же время простое отношение к делу".
Впереди у будущего заместителя генерального конструктора РКЦ "Прогресс", члена-корреспондента РАН Г.П.Аншакова были 55 лет, отданных космосу. Ученые степени и звания, награды, студенты и работа, работа, работа…
Частичка огромного труда
Мы гордились успехами наших товарищей-москвичей, не придавая особого значения тому, что в этом успехе есть и вклад куйбышевцев, изготовивших для этой ракеты первые две ступени
В.Ф.Грунин узнал о полете Гагарина, будучи в Польше. Стрелок-радист фронтового бомбардировщика Ил-28 готовился к увольнению в запас и возвращению в Куйбышев. До призыва он работал конструктором в Приволжском филиале ОКБ-456.
Когда ТАСС сообщил о запуске "Востока", объявили построение личного состава. Всем торжественно объявили о первом полете человека в космос. А когда Гагарина после отдыха в Куйбышеве встречала Москва, Владимиру Федоровичу выпала удача увидеть трансляцию этой грандиозной встречи. У командира авиадивизии, в чьем экипаже летал стрелок-радист В.Ф.Грунин, в кабинете стоял телевизор. Офицеры и солдаты, затаив дыхание, смотрели на маленький черно-белый экран...
Особую радость Владимир Федорович испытал от того, что успешный старт "Востока" обеспечили двигатели РД-107/ РД-108, разработанные в ОКБ-456 (сейчас это НПО "Энергомаш"). Над их улучшением и доводкой работал и он, молодой выпускник Куйбышевского авиатехникума.
"Мне пришлось заниматься турбонасосным агрегатом, это "сердце" ракетного двигателя, - говорит В.Ф.Грунин. - И несколько важных изменений в конструкции насоса горючего, насоса окислителя появились тогда благодаря моей работе". Сейчас ветеран трудится в отделе надежности ракетных двигателей ПАО "Кузнецов".
Надежнее надежных
О том, какую сложнейшую работу вместе с "энергомашевцами" пришлось проделать работникам куйбышевского моторостроительного завода им. М.В.Фрунзе (сейчас ПАО "Кузнецов"), рассказал Я.Н.Вольпин, в 1961 году заместитель начальника производства этого предприятия.
В декабре 1957 года заводу поручили освоить абсолютно новую и совершенно секретную тематику - производство ракетных двигателей для боевой межконтинентальной ракеты Р-7. И уже к декабрю 1958 года был испытан первый технологический двигатель. Испытательных стендов в Куйбышеве еще не было, испытания велись на базе ведущего московского предприятия. Работали очень напряженно, несколько месяцев люди не уходили домой, спали на заводе.
Как сегодня вспоминает Яков Нисонович, энтузиазм, патриотизм были колоссальные, о "длинных деньгах" никто не думал. Само мышление тех, кто был занят в производстве ракетных двигателей, стало другим! Все понимали: ошибок не должно быть, ведь ракета не самолет, в случае аварии ее на старт не вернешь! Контроль за изготовлением деталей и сборкой двигателей был тройной. Все 100% деталей проверяла военная приемка. В цехах, занятых производством РД-107 и РД-108, была отдельная пропускная система. На сборку постороннему попасть было невозможно.
"В середине 1960 года поступило распоряжение: из наших уже очень надежных двигателей отобрать партию сверхнадежных, - рассказывает Я.Н.Вольпин. - Проанализировали всю документацию по каждому изготовленному двигателю - сначала на заводе, потом в Москве, в ОКБ-456. Для чего подбирается такая партия - не говорили. Только потом стало ясно: их готовили для первого пилотируемого полета".
На космос работали все
В декабре 1957 года заводу им. М.В.Фрунзе поручили освоить абсолютно новую и совершенно секретную тематику - производство ракетных двигателей для боевой межконтинентальной ракеты Р-7. И уже к декабрю 1958 года был испытан первый технологический двигатель.
Свой вклад в гагаринский полет внесли многие куйбышевцы. Из-за секретности тогда многие из них просто не знали, что часть их продукции идет в космическую отрасль. Например, на Новокуйбышевском нефтеперерабатывающем заводе освоили выпуск авиационного керосина. Но его применяют не только в авиации, это один из компонентов ракетного топлива.
Работали на космос и на Куйбышевском НПЗ. А.С.Воронин, будущий директор КНПЗ, а в 1961 году начальник цеха №10, вспоминал: "Как раз в то время перед заводом в числе прочих производственных задач стояла еще и особо важная - заказ Минобороны на производство октола, который в качестве присадки входил в состав масел для интенсивно трущихся деталей и использовался в судо- и авиастроении, в космической промышленности. Конечно, нам не говорили, куда шел этот продукт, но я думаю, люди догадывались, что связь с космосом тут имеется"…
Мастер учебного аэродрома Самарского аэрокосмического университета, а в начале 1960-х борттехник транспортного самолета Ли-2, И.А.Глухов видел не только Гагарина, но и других членов отряда космонавтов. Экипаж Ивана Андреевича обеспечивал парашютную подготовку летного состава. Одной из групп парашютистов были члены отряда космонавтов. Правда, авиаторы узнали об этом намного позже, когда увидели портрет Гагарина.
Ветераны, видевшие и помнящие день гагаринского старта, уходят. Многих из тех, кто в 1961-м работал на предприятиях Куйбышева, Сызрани, уже нет с нами. В 2015-м не стало Александра Сергеевича Воронина. Но их дело продолжают ученые, инженеры, рабочие космической столицы России.
Самара не забудет этот день
Космический старт Гагарина оставил неизгладимый след в памяти самарцев, среди которых было немало работников космической отрасли, участвовавших в подготовке его полета

Г.П. Аншаков,
в 1961 году - инженер-конструктор Филиала №3 ОКБ-1:
- О том, что состоялся первый полет человека в космос, я узнал на стажировке в ОКБ-1 в подмосковных Подлипках. После того как Гагарин прилетел в Москву, он появился у нас. В ОКБ-1 на небольшой площадке устроили митинг. Народу было много, все восторженно встречали первого космонавта Земли. Первым выступил Королев, затем сам Гагарин. Он коротко рассказал о полете в космос, потом сотрудники стали задавать вопросы. И проходило это в непринужденной обстановке, без лишней официальности. После выступления Гагарин спустился, и многие сотрудники ОКБ-1 жали ему руку. В то время было великое воодушевление, искренняя радость у людей от того, что наш соотечественник первым полетел в космос. Потом, конечно, я неоднократно видел Гагарина на пусках наших ракет, но его приезд в Подлипки запомнил на всю жизнь.

Ю.М. Шипков,
в 1961 году - военный представитель на заводе "Прогресс":
- В конце 1960 года к нам в цех пришла группа курсантов в летной форме. Мой начальник велел рассказать им, как делаются и проверяются ракеты. Один старший лейтенант особенно выделялся. Много вопросов по устройству и надежности задавал, улыбался и спрашивал, что к чему, причем очень заинтересованно. Я его сразу из всех выделил. А когда через несколько месяцев по радио объявили о полете Гагарина, мне эта фамилия ничего не сказала. Тут на заводе узнали, что он скоро приземлится у нас. Все вышли его встречать, выстроились вдоль главной аллеи. Появился эскорт автомобилей. Гагарин сидел в директорской "Волге" с открытым окном и всем махал рукой. Мне его лицо показалось знакомым. А потом, когда увидел портрет космонавта в газете, окончательно убедился, что это тот самый любопытный старший лейтенант!

И.А.Глухов,
в 1961 году - борттехник транспортного самолета Ли-2:
- Я служил в дальней авиации, летал на бомбардировщике Ту-4, потом на транспортном Ли-2. Базировались мы на аэродроме Энгельс, нередко приходилось обслуживать тренировочные прыжки - сбрасывать группы парашютистов. Одна из таких групп питалась в нашей летной столовой. Все как на подбор крепкие, спортивные, невысокого роста, но кто они - мы не знали. Наш экипаж активно летал, было много командировок. Утром 12 апреля 1961 года наш экипаж перелетал с аэродрома Барановичи на минский аэродром Матюлище. В Минске зашли в магазин - сослуживцы частенько просили нас купить им то одно, то другое. А на прилавке стоит включенный телевизор, и вдруг диктор сообщает, что майор Гагарин полетел в космос. Показывают фото, и тут командир говорит мне: смотри, да это же наш парашютист!
Самара работала на космос
Ракета-носитель, двигатели, топливо и масло для них, стартовый комплекс космодрома - все это было вкладом нашего региона в Гагаринский полет

В.Ф. Грунин,
в 1961 году - стрелок-радист бомбардировщика Ил-28:
- В 1958 году, по окончании Куйбышевского авиатехникума, меня направили в создававшийся тогда Приволжский филиал ОКБ-456. В тот момент в конструкции ракетных двигателей РД-107 и РД-108, разработанных ОКБ для ракеты Р-7, было много недоработок. И филиал занялся усовершенствованием и доводкой этих двигателей в непосредственном контакте с заводом им. Фрунзе. Потом меня призвали в армию, и весну 1961 года я встретил в Польше. Летал стрелком-радистом на Ил-28 в экипаже командира авиадивизии. 12 апреля нам сообщили о полете Гагарина. Все радовались, и мне было очень приятно, что в гагаринской ракете есть и частица моего труда. А у комдива в кабинете стоял телевизор, и мне как члену его экипажа повезло увидеть телепередачу о том, как Москва встречала Гагарина.

В.В. Тома,
в 1961 году - моторист ЭРО завода имени М.В.Фрунзе:
- Мне довелось много раз видеть Ю.А.Гагарина в 1950-х годах, в Оренбургском летном училище. Я был курсантом, а он - сержантом, его выпуск уже ожидал присвоения лейтенантских званий и назначений на место службы. Мы все жили в одном большом зале, вместе обедали в столовой. Накануне старта Гагарина я прилетел из Москвы на космодром - сопровождал комплектующие, необходимые для доработки "изделия". Участвовал в подготовке двигателей к полету. Старт ракеты мы видели, а известие об успешном завершении полета застало меня уже в поезде, на пути в Куйбышев.

Я.Н.Вольпин,
в 1961 году - заместитель начальника производства завода им. М.В.Фрунзе:
- Серийное производство двигателей РД-107 и РД-108 завод освоил за год, к концу 1958 года. А в середине 1960 года поступило распоряжение: из наших уже очень надежных двигателей отобрать партию сверхнадежных. Таких, при изготовлении которых было допущено минимальное количество даже допустимых отклонений от заданных размеров. Для чего готовится такая партия - мы не знали. Возможно, это было известно руководству завода, но не нам. 12 апреля 1961 года был обычный рабочий день. Погода в Куйбышеве стояла весенняя, солнечная. И вдруг по радио сообщают: человек в космосе! Ликованию на заводе не было предела. В "космических" цехах была особая пропускная система. Но мы шли друг к другу, поздравляли товарищей. Мы знали: Гагарина подняли в космос наши двигатели!

Н.М.Томилина,
в 1961 году - учащаяся школы №101:
- О первом в мире полете человека в космос я и мои родители узнали по радио. Радость была просто необыкновенная. А 13 апреля вся школа готовилась к торжественной встрече Гагарина, который должен был проехать по Кировскому шоссе (сейчас проспект Кирова). Школьники и учителя делали бумажные розы и раскрашивали их в красные и розовые цвета. 14-го числа мы все пришли в парадной форме, нам раздали цветы и красные флажки и повели к Кировскому шоссе. День был очень теплым и солнечным. Наш класс расположили напротив Дома культуры "Победа". Вскоре со стороны площади Кирова показалась машина с открытым верхом, в которой стоял Гагарин в летной форме. Он улыбался и махал рукой встречающим его людям. Мы дружно закричали вместе со всеми: "Ура! Ура! Гагарин! Гагарин!" Это все было очень волнительно, и настроение у меня весь день было приподнятое, праздничное.
Г.Е.Фомин,
в 1961 году - замначальника отдела испытаний Филиала №3 ОКБ-1:
- Наша бригада осуществляла подготовку к контрольному запуску серийной ракеты Р-7 на площадке №31, примерно в 15 километрах от площадки №1. Мы знали, что там готовится пилотируемый запуск, но помалкивали… День был теплый, солнечный, видимость прекрасная. Примерно в 11 часов 10 минут мы увидели, как в небо поднялась ракета. Спустя 12-15 минут после запуска - построение. Нам объявили, что на орбиту вокруг Земли выведен космический корабль "Восток", который пилотирует первый в мире космонавт, гражданин Советского Союза, майор Юрий Алексеевич Гагарин. Позже сообщили, что полет проходит нормально, самочувствие космонавта хорошее. А через два часа после запуска объявили, что полет успешно завершился, Гагарин благополучно приземлился в заданном районе Саратовской области.