Вечером 30 марта в Доме офицеров Самарского гарнизона прошел творческий вечер с историком Егором Яковлевым. На встрече он прочитал лекцию "Черная легенда о войне: негативные мифы и работа историка".
В начале выступления Егор Яковлев напомнил гостям, что приехал в Самару уже в третий раз. Основная тема лекции — история Великой Отечественной войны (ВОВ). По словам Егора Яковлева, это событие часто подвергалось искажениям — "черным легендам".
"Черная легенда" — это устоявшийся историографический термин, который берет свое начало еще с конца XIX века. В историю его привнес ученый Артур Леви применительно к демонизации Наполеона Бонапарта. С 1893 года "черной легендой" называют систему представлений, которая демонизирует определенное явление стран, персон", — объяснил Егор Яковлев.
Он привел три известных примера "черной легенды". В частности, жестокость испанской инквизиции и местных колонистов в XVI веке в период противостояния с Англией, представление Наполеона в роли низкого "корсиканского чудовища" и легенда о природной агрессивности русских. Последнюю связывают с ярлыком "азиатского тирана" в отношении Ивана Грозного и неким завещанием Петра Первого, который, якобы, приказал потомкам "захватить весь мир".
"Черная легенда" формируется из трех элементов: пропаганда противника, слухи в период информационного вакуума и искаженная интерпретация реальности (обесценивание заслуг, преувеличение неудач и невыгодные сравнения).
"Один из важных тезисов нацистской пропаганды в ходе ВОВ связан с численным преимуществом советского населения. Немцы всегда подчеркивали — они принадлежат к "вышей" арийской расе, одареннее и умнее населения Восточной Европы. Единственное превосходство последних
— в численности населения. Немцы опасались, что во время войны противник попытается "завалить их трупами", — рассуждает историк.
Он добавил, что из этого сложилась идея геноцида и неевропейских "дикарях-русских", вошедшая в пропаганду нацистов. Причем у Гитлера было преувеличенное представление о жертвах среди советского населения, отметил Егор Яковлев.
"Далеко не все представляют из чего складывается количество жертв ВОВ — 26,6 млн человек. Оно не совсем корректно и учитывает, в том числе, эмиграцию противников советского режима и обмен населением с Польской Народной Республикой, когда в СССР оттуда переехали белорусы и украинцы, а в обратную сторону — поляки. Однако сальдо обмена было не в пользу Советского Союза, часть населения была потеряна. Остается 25 млн — военных и гражданских потерь, а также сверхсмертность в тылу. Примерно от 11 до 12-13 млн человек — жертвы Красной армии на фронте", — подчеркнул основатель проекта "Цифровая история".
По словам историка, такие показатели не укладываются в рамки нацистского тезиса о "заваливании трупами", хоть потери СССР во многом и превышают союзные.
Пример "черной легенды" в период информационного вакуума связан с финским маршалом Маннергеймом. По слухам ленинградцев, он специально не обстреливал город при блокаде из-за "особого отношения" к нему, как к месту своей молодости.
"Родилась легенда о том, что Маннергейм любил Ленинград, поэтому не обстреливал его. Ранее в Санкт-Петербурге пытались даже установить ему мемориальную доску, но после вмешательства местных от этой идеи отказались. Хотя сторонником установки был фронтовик и писатель Даниил Александрович Гранин. Когда я у него спросил, почему он поддерживает увековечивание памяти одного из палачей Ленинграда, то тот ответил: "Мы знали, что он любит город". Но по документам мы узнаем — у Маннергейма не было дальнобойной артиллерии, значит и обстреливать нечем", — рассказал Егор Яковлев.
Свои мысли он дополнил примером поведения ленинградского руководства во время блокады. В городе родилось множество слухов о "зажиточной" жизни чиновников Петра Попкова и Андрея Жданова.
Пример искаженной интерпретации реальности — тезисы о гуманности союзников, которые "разбомбили исторический центр Кенигсберга" и "огромных потерях в ВОВ". "По такой логике, не было и никакой победы. Так, журналист Александр Минкин в 1990-е годы выпустил статью "Чья победа", где убеждал читателей, что в войне победила Германия, где ветераны живут "лучше" наших", — уточнил историк.
Противостоять "черной легенде" можно через опровержение действиям, закрепление своего нарратива в массовой культуре и публикацию документов.
За несколько часов до лекции Егор Яковлев выступил перед бойцами и командирами, находящимися на лечении в окружном Госпитале "ФГБУ 426 ВГ".
Мероприятия прошли в рамках литературно-исторического фестиваля "Путь к Победе" — совместного проекта Дома офицеров Самарского гарнизона и военно-гуманитарного общества "Запасная столица".
Последние комментарии
Что подорожало осмотр новой плиты колонки счётчика ???? Или глаза того кто смотреть будет ????
«Михаил Смирнов назвал сложности с получением данных о количестве проживающих в квартире…» Эти «сложности» не так уж и сложны. Есть два основных источника информации: подразделения МВД (т.н. «паспортные столы»), где есть база данных о прописанных гражданах. И есть выписки ЕГРН Росреестра, где есть данные о собственниках жилья. А также есть и ФНС, где каждый гражданин закодирован под своим ИНН. Предполагаю, что для Администрации области вполне возможно воспользоваться этими базами данных, чтобы выяснить искомую информацию. Далее определяем, сколько гражданин генерирует отходов. За основу возьмём т.н. «рациональные нормы потребления». Например, для пищевых продуктов они рекомендуются Минздравом. Выясняем, сколько желательно съесть куриных яиц в год. Переводим это количество в количество картонных/пенопластовых упаковок. И по сплющенным перед отправкой в контейнер упаковкам вычисляем объём этого отхода. Точно также и для бутилированной воды, и для сахара, для макарон, и так далее. Вроде бы просто. Или, всё-таки, сложно?
У родителей нет информации ввели ли карантин в школе или нет, завтра 3 урока. И сегодня тоже уроки были, вот всё что мы знаем. Кто-то кого-то обманывает.
Готовьте карманы, самарцы...
И? А те кто один живёт в трешке или двушке, но платит за тех, кто впятером живут в таких же условиях, это справедливо???