Адольф Шапиро: «Горжусь, что наша театральная школа до сих пор интересна во всем мире»

На следующей неделе открывший сезон «СамАрт» покажет обновленный спектакль «Мамаша Кураж» с Ольгой Агаповой в главной роли. Его постановщик, известный режиссер и руководитель художественных программ «СамАрта» Адольф Шапиро уехал репетировать Стоппарда в РАМТе, но корреспондент «ВК» успела встретиться с ним до его отъезда.

- Вам не удалось договориться с Розой Хайруллиной, чтобы она продолжала играть Кураж?
 - Никто и не собирался договариваться. Зачем оглядываться назад? У нас есть театр с замечательными и верными ему артистами. И чтобы ни случилось, надо это обратить в действие, способствующее развитию театра. Появилась замечательная возможность представить зрителям Ольгу Агапову в роли Мамаши Кураж. Раньше она играла Катрин, теперь – Кураж. Это очень логичный шаг для роста и актрисы, и театра.
  - Спектакль меняется с ее появлением?
  - Разумеется. Новая исполнительница привносит в спектакль свойственную ее природе интонацию, оттого многие сцены звучат по-другому. К тому же «Мамаша Кураж» прошла уже больше 100 раз, и спектакль нуждался в обновлении. Представились случай и время этим заняться. Я думаю, зрители увидят новый старый спектакль.
 - А что с Катрин?
 - Мы сейчас пробуем на эту роль двух новых актрис. Вообще вопросы, которые вы задаете, интересуют и меня самого. Я смогу на них окончательно ответить только после того, как работа будет закончена, и спектакль пройдет раз десять. Пока можно говорить об устремлении. Мы не стремимся запихнуть в старую консервную банку новый продукт. Репетируем не по воспоминаниям, а по живому, стараясь учитывать то, что изменилось в окружающем нас мире со времени премьеры.
  - На Катрин пробуется Марина Бородина — молодая актриса, которая появилась в театре благодаря вам?
  - Да, я ее смотрел в Петербургском ТЮЗе, она хотела поступить в этот театр, но я вдруг подумал, что «СамАрт» для нее — более плодотворная почва, и она тут нужнее. И, по-моему, не ошибся. В «СамАрте» существует атмосфера, выталкивающая артистов на поверхность, что ли. Вот есть театры, в которых разлита энергия междоусобицы, есть театры, в которых сильна энергия конкуренции, в других - разлита энергия равнодушия, если это можно назвать энергией. А вот в «СамАрте» - поднимающая человека волна уважения к нему и душевной теплоты... Таких театров немного.
 Мне кажется, здесь, как и должно быть в хорошем коллективе, каждый артист чуточку лучше, чем он был бы сам по себе. В театре нет большой «текучки», и обратите внимание: никто из артистов, когда-либо покинувших «СамАрт», не сделал больше, чем он делал прежде. Не стал заметнее. А это и есть театр: когда создается община, которая способствует раскрытию индивидуальности. Вместе - для одного.
 - У вас есть планы будущих постановок в «СамАрте»?
  - Очень бы хотелось. Вообще-то я ведь давно наметил, что поставлю спектакль к открытию нового здания. Но все затягивается и затягивается… Поэтому и город, и я на пороге решений, которые надо принять: или наконец-то завершить строительство, или мне поставить спектакль в старом здании.
  - Вы в Самаре последний раз долго жили два года назад. Видите теперь какие-то перемены?
  - Я знаю вашего нового мэра, был знаком с ним раньше (СВГК, гендиректором которой был Дмитрий Азаров, - давний спонсор театра. — Прим. ред.). И я верю, что ему многое удастся. Но ему не позавидуешь - предстоит огромная работа. Я вот из театра не выхожу, за эти дни вышел на 10 минут и прошелся по не самой плохой улице Льва Толстого. И, при всей моей любви к Самаре, на меня это произвело, как бы сказать мягче, тревожное впечатление. Понимаете… Не видно любви людей к своему городу. Ну ладно, ну построили деревянный забор: но пусть он ровно стоит, пусть дощечка к дощечке будет, пусть будет покрашен с любовью. Ведь вопрос не в деньгах и не в богатстве. Я в последнее время много бываю за рубежом. Только за этот год - в Эстонии, Дании, Швеции, два раза в Китае, в Греции ставил спектакль, скоро снова лечу в Бразилию, где в прошлом году репетировал. Приезжаешь в маленький городок: видишь - бедный, не под стать Самаре, но сделано все с любовью. Такое ощущение, что у нас все делают приезжие. Не те люди, которые тут живут, не для себя. Я очень внимательно читаю в газетах про модернизацию… Ерунда все это. Без модернизации сознания ничего не выйдет. Позвольте переиначить знаменитую фразу и осмелиться сказать: сознание определяет быт.
 И поскольку вы задели больное, вот еще что. Я, конечно, дилетант в градостроительстве, но, может быть, тем и интересен. Не понимаю, почему нужно строить как-то разбросанно, хаотично? Вижу: там и сям вознеслись привлекательные дома. Но почему нельзя взять и сделать одну улицу, довести ее до ума, потом взяться за другую? Вот когда у человека большая квартира и у него нет денег, чтобы сделать ремонт сразу во всей, он же не ремонтирует сначала угол одной комнаты, потом угол другой... Он говорит: у меня сейчас нет денег, я отремонтирую вот эту комнату, потом займусь другой. А то получается вечная стройка и вечная грязь.
  - За границей вы в основном ставите спектакли или даете мастер-классы?
  - И то и другое. В Афинах - спектакль (премьера 12 ноября). В Шанхай пригласили преподавать. Хочу похвастаться: меня избрали почетным профессором Шанхайской Театральной академии. Не удержался потому, что горжусь, что наша театральная школа до сих пор интересна во всем мире. Вот еще подтверждение: перед приездом в «СамАрт» был в Пекине — ездил со своим спектаклем «Вишневый сад», которым там открылись гастроли МХТ. В Бразилии долгосрочный проект: постановка спектакля, но с учебным процессом – сначала буду подготавливать актеров, потом в феврале поеду еще на две недели, а в августе-сентябре следующего года уже буду ставить спектакль. Но до этого я должен сейчас выпустить спектакль по пьесе Стоппарда в РАМТе и поставить Пиранделло у вахтанговцев.
  - Два года назад вы рассказывали про впечатление от рассвета в Ширяеве, которое сильнее любого театра…
  - Этим летом тоже вспоминал. В Греции мне сняли виллу со сказочным видом на море, два бассейна с морской водой и прочие прелести. Репетируют там только вечерами, дни жаркие, солнечные – наслаждайся. А я нет-нет, да и думаю – хорошо бы в лодке, на Волге, в том самом месте, которое замечательный ширяевский рыбак-профи отметил двумя пластиковыми бутылками, качающимися на воде, рыбу половить…
  - Это из какой-то пьесы прямо.
  - «Чайка», наверное! Монолог Тригорина.
 - За эти два года вы успели получить «Золотую Маску», причем за первую оперу, которую поставили, – ирония судьбы.
  - Судьба без иронии никак не может. Ну да, я получал разные знаки внимания… Не в этом суть. Главное не то, что «Лючию» (спектакль Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко «Лючия ди Ламмермур». - Прим. ред.) официально признали. Важно то, что спектакль идет третий год при неизменных аншлагах, что молодежь валит на оперу, что образовалась группа поклонников спектакля. «Маска» может быть, может и не быть. А вот спектакль должен быть.
  - Расспрашивать вас обо всем, что вы за это время поставили, бессмысленно.
  - Возраст такой – возраст погони за стремительно убегающим временем. Отчаянной погони. Мне вот книгу о Станиславском закончить надо, написал уже половину, даже больше, но из-за того, что все время репетирую, не успеваю закончить.
 - Какого характера книга?
 - Не наукообразная: она и о сегодняшнем взгляде на Станиславского, и о его месте в российской и мировой театральной культуре. И о системе – то есть о Станиславском как явлении, и о том, что сегодня происходит с его наследием. Это такая личная книга.
 Но чтобы ее закончить, надо остановиться, а останавливаться не хочется, потому что все время, как чертенята, какие-то интересные предложения возникают… И то надо, и это надо… Я же не могу не приехать репетировать «Кураж». А потом не могу не заниматься пьесой Стоппарда. А потом не могу... А потом через не могу. Когда белка в колесе, кто кого крутит – белка колесо или колесо белку?
 
 Личное дело
 Адольф Яковлевич Шапиро родился 4 июля 1939 года в Харькове. Окончил режиссерский факультет Харьковского театрального института (1962). В 1962-1992 годах возглавлял Государственный театр юного зрителя Латвийской ССР (знаменитый Рижский ТЮЗ).
 В 1990 году был избран президентом Международной ассоциации театров для детей и молодежи (АССИТЕЖ). В 1992 году подписан договор о реорганизации Молодежного театра в Риге, по распоряжению министра Раймонда Паулса. Шапиро был вынужден уехать в Россию. Работает в театрах России и зарубежья. Народный артист Латвийской ССР, лауреат Госпремии России.

 

Источник: www.vkonline.ru

Последние комментарии

Динара Умярова 04 августа 2025 08:31 "Пластилиновый дождь" готовится удивить Самару в юбилейный раз

Содержательная статья талантливого журналиста.

Екатерина Бельская 19 мая 2025 13:25 Стали известны сроки реставрации Самарского театра драмы

Это не театр драмы, а мечеть. Оставили бы как есть.

Аркадий Галицын 16 апреля 2025 11:55 Стало известно, как планируют организовать застройку центра Самары

Другими словами никто ничего не будет строить. Будут холупы - позор на всю страну. Туристы и гости города просто в ужасе от центра Самары.

Игорь Попов 14 апреля 2025 09:58 В музее Рязанова пройдут медиация и лекция по сохранению культурного наследия

"Любовь холоднее смерти", 1969. Режиссер Райнер Вернер Фассбиндер. Фильм "Бассейн" не его авторства! Учите матчасть!

Фото на сайте

Все фотогалереи

Новости раздела

Все новости
Архив
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2