Новокуйбышевск — территория особая: производством здесь живут и дышат. Причем дышат порой в самом буквальном смысле: то и дело различные выхлопы и выбросы нефтехимических заводов тревожат как горожан, так и местные власти. Почему же в городе-спутнике областного центра так не любят полный штиль, то есть безветренную погоду, и как ловят нарушителей "экологического спокойствия", в интервью рассказал мэр Новокуйбышевска Андрей Коновалов.
- Новокуйбышевск теперь принято называть столицей нефтехимического кластера Самарской области - здесь сосредоточились крупнейшие заводы региона. Наверное, экологическая ситуация на территории оставляет желать лучшего?
- С одной стороны, предприятия нашего города из года в год оказываются в числе призеров областного конкурса "Эколидер". Уже этот факт говорит о многом. Но с другой - достаточно посмотреть на карту муниципалитета, чтобы увидеть: территория города примерно в три раза меньше, чем вся соседствующая с ним промышленная площадка. Город вырос именно благодаря строительству нефтеперерабатывающего завода. Сначала тут был лишь рабочий поселок. Затем, когда было принято решение о создании здесь нефтеперерабатывающего комплекса, появился и город. Сейчас по всем канонам НПЗ должен находиться километрах в 20 от населенного пункта. Так построены Ачинск, Нижняя Кама. Но в послевоенное время, когда все только начиналось, были абсолютно другие требования, и Новокуйбышевск оказался заложником ситуации. Именно поэтому вопросы экологии у нас всегда стоят достаточно остро, и мы всегда держим эту тему на контроле, активно работаем над ней.
- Сейчас есть какие-то проблемы с выбросами вредных веществ?
- С каждым годом их количество уменьшается - по сравнению с советскими временами снизились и объемы производств. Кроме того, предприятия проводят модернизацию, ставят закрытые установки, в которых вредные вещества перерабатываются в специальных емкостях, а не улетают в небо. Проблемы в основном возникают, когда на заводе случаются внештатные ситуации. Или когда полный штиль - тогда любые, даже мелкие, выбросы оседают в городе. И такие моменты никогда не остаются незамеченными. Самый точный наш "датчик" - это люди. Горожане в буквальном смысле не дают нам спать. Любой подозрительный химический запах - и они сразу звонят на специально организованную экологическую "горячую линию". Нарекания сразу переадресовываем на предприятия. Сейчас, кстати, в практику вошло информирование не только на уровне "диспетчер - диспетчеру", мы сразу доводим все до сведения руководителей.
- И что, это помогает?
- В какой-то мере да. Но нам очень не хватает полномочий. Все крупные предприятия находятся под надзором федеральных служб - Росприроднадзора, природоохранной прокуратуры. Да, наши специалисты выезжают по каждому вызову, делают замеры. Около забора. На предприятие их, естественно, не пускают. Чтобы проверить показатели на территории завода, провести внеплановую проверку, нужно написать в природоохранную прокуратуру. И вот эта прокуратура наше обращение по закону три дня рассматривает, за это время ситуация нормализуется. А само предприятие предъявляет замеры, проведенные своими лабораториями: у нас все в порядке. Эта бюрократия очень мешает, мы никого не можем поймать за руку. К сожалению, это общая проблема для нашей страны. Экологическая культура отсутствует, в приоритете бизнес, а экология на последнем месте.
- И что, так и не получится ловить за руку нарушителей?
- Мы вот всячески лоббируем создание эффективной системы мониторинга. На каждом предприятии, на большинстве установок и в различных точках города должны быть автоматизированные станции, которые делали бы замеры по наличию в воздухе вредных веществ. Информация с каждого такого аппарата должна передаваться в единую систему, чтобы в режиме онлайн можно было видеть полную картину по выбросам. И переговоры с бизнесом об этом мы ведем. Но предприятиям невыгодно фиксировать выбросы, ведь за каждый выхлоп с превышением ПДК им придется платить штраф. За наличие постоянных выбросов они не получат налоговых льгот. Кстати, из-за экономии и случается большинство "аварий".
- Это как?
- Наши крупные предприятия сегодня идут на реконструкцию. Проводится модернизация, и все они проходят экологическую экспертизу, строятся по совершенно другим нормам, и при проектировании всех установок закладывается экологическая экспертиза, которую нужно пройти. И при этом все стараются быстрее подготовить установку к ремонту, а эта подготовка включает процедуру пропаривания сосудов, оборудования. И, стремясь сократить время, сэкономить на этом, "поддают парку", чтобы все было готово не в положенные 72 часа, а за 48 часов, но с большим давлением пара. Но иногда и человеческий фактор сказывается. Мы в год, к примеру, убираем по 25 несанкционированных свалок. При этом постоянно ставим дополнительные контейнеры, урны. А человеку сложно дойти до этих мусорок - ему почему-то проще через забор кинуть мусор в овраг. Или вот смотрю я из окна своего кабинета на площадь Ленина. По ней идут мама с ребенком, мороженое кушают. И мама бумажку не в урну бросает, а себе под ноги. Конечно, ребенок поступит так же. И всегда будет так поступать. С этим нужно бороться.
- Но ведь сколько пропаганду ни веди, за год-два тут не справиться...
- А и не надо за год. Нужно прямо завтра начинать за собой следить. И не только за собой. Сделай замечание ребенку, мужу, соседу. Ведь "твое" не заканчивается за порогом квартиры или за забором участка. Вот у нас человек уверен, что, если перед домом стоит сломанная машина, колеса валяются, шифер какой-то, это нормально. А в Германии это стыдно. Да что там про Германию говорить, достаточно посмотреть, как дела обстоят у соседей - в Татарстане, в Башкирии. Правильно сказал губернатор в своем послании, что экологическое бескультурье - наша общая проблема и нам вместе над ней предстоит работать.
- Как с этим бороться?
- Во-первых, конечно, мы работаем с детьми - они участвуют в различных конкурсах, вовлечены в интересные проекты. Но работать нужно и со взрослыми. Убеждать здесь достаточно сложно, поэтому действуем по закону - привлекаем правоохранителей, выписываем штрафы. Кстати, с 1 марта в структуре администрации создано специальное управление, в котором мы объединили все комиссии, которые имеют право налагать штрафы. Я уверен, от этого эффективность работы только повысится. Тем более подобные структуры должны подчиняться одному руководителю и быть замотивированы на результат. Главное, я думаю, что федеральные органы власти увидят, что муниципалитетам достаточно сложно с существующими полномочиями решать экологические проблемы, и примут соответствующие меры.
Последние комментарии
Экологии нет вообще, вся канализация сливается в реки без очистки в наглую.
Два асвальтовых, силикатный, керамзитный. Со всех сторон душат, ещё эта беда. Конечно рождаемость будет меньше смертности при такой экологии. Путину доложили, а менять ни чего не хотят!!!!
Ну тут очевидно что права граждан нарушены и целостность зелёной зоны, все правильно с этим нужно бороться
Как можно вирусное заболевание исследовать бактериологическим способом?🙈
Можно узнать фамилии тех 129