Почти всю прошлую неделю, со 2 по 6 июля, в Самарском литературном музее работал Проблемный семинар директоров литературных музеев России. Почти 30 руководителей известнейших музеев оценили проекты самарцев, а также побывали в музеях Оренбургской области и Ширяева. Наш корреспондент постарался зафиксировать, как выглядит Самарский литературный музей глазами экспертов.
Терапия литературой
Семинар застал Самарский литературный музей в очень важный для него момент, который, возможно, определит будущее учреждения на годы вперед. Во-первых, на суд коллег самарские музейщики вынесли два находящихся в разных стадиях реализации проекта, по масштабу далеко превосходящие то, что делалось в музее в последнее десятилетие. Речь идет о выставке "Мир. Текст: 5 способов выйти на свободу", посвященной современной литературе, и о проекте новой экспозиции по сказке А.Толстого "Золотой ключик, или Приключения Буратино". Во-вторых, директора осмотрели основную экспозицию музея, о необходимости модернизации которой в год 130-летия Толстого в Литературном музее не раз говорили.
Наконец, обсуждалась и была высоко оценена открытая прошлой осенью выставка, посвященная русским сказкам Алексея Толстого, - результат внедряемого директором музея Людмилой Савченко курса на работу с семейными посетителями. Таким образом, практически все вынесенные на рассмотрение гостей "элементы" музея - это или новации, нуждающиеся в осмыслении и оценке, или "традиции", способы продолжения которых сегодня до конца не ясны.
Надо сказать, что, в целом, гостям понравился и город, и его музеи. Много хороших слов было сказано, в частности, о недавно открытом Музее модерна - с пожеланием, однако, постараться не уронить планку и не превратить музей "большого стиля" в музей купеческого быта начала 20-го века. Конкретные же проекты Самарского литературного музея, обсуждению которых был посвящен целый день, естественно, вызвали разные оценки, по которым можно было судить не только об учреждении, но и о том, насколько разнится среди экспертов понимание того, что такое сейчас литературный музей. Первой гости увидели открытую в Усадьбе выставку проекта "Мир - текст - музей", реализованного на грант фонда Потанина. Впечатления от проекта, в рамках которого публике предлагается на себе опробовать творческие методы Пригова, Рубинштейна, Сапгира и других крупнейших поэтов второй половины 20-го века, были, в основном, благожелательными. Разнился, однако, градус этой благожелательности.
"Этой выставкой вы поставили важные для всех вопросы, - говорил Георгий Василевич, директор Государственного музея-заповедника А.С.Пушкина "Михайловское". - Вы даете зрителю возможность провести анализ действительности, разложить ее на элементы и увидеть в ней новые возможности. Из комментариев моих коллег я понял, что каждый из них на этой выставке стал вспоминать себя в детском состоянии удивленного знакомства с миром. Думаю, если эту выставку провести по России, то многие люди вернулись бы в нормальное состояние, потому что вы помогаете им думать".
Были, однако, и куда более сдержанные оценки в духе "мне непонятно, зачем это надо, но хорошо, что молодые сотрудники экспериментируют, и хорошо, что делают это не на государственные деньги". Актуальным показался проект и директору Государственного литературного музея Дмитрию Баку, который выразил желание подумать о способах представить самарскую экспозицию в Москве.
Буратино как музейный предмет
Живейший отклик вызвал проект новой экспозиции по сказке А.Толстого "Золотой ключик", представленный известным в России и за ее пределами художником Александром Райхштейном в виде детально разработанной модели. Художник спроектировал выставку, путешествуя по которой, можно будет пройти весь маршрут Буратино и его друзей - от каморки Папы Карло до "театра "Молния". Художник ничего не рисовал сам, а использовал самые знаменитые иллюстрации к сказке Алексея Толстого. Некоторые из них он предполагает увеличить, некоторые - превратить в реальные пространства, внутри которых можно будет убегать от Кота и Лисы, идти по темным коридорам, подслушивать разговоры Карабаса Барабаса и Дуремара… - и так далее, вплоть до того, что удастся даже нырнуть в пруд черепахи Тортиллы. Проект вызвал живейший интерес.
"У вас может получиться еще один очень интересный музей одного произведения, но пока непонятно, как вы решите множество вопросов, связанных с техникой безопасности", - говорил ведущий научный сотрудник Государственного музея-заповедника С.А.Есенина "Константиново" Константин Воронцов.
"Это может стать выставкой, вбирающей лучшее из того, что накопилось в области представления литературных произведений", - отмечал Георгий Василевич. Далее, однако, развернулась дискуссия, типичная для музейной среды последних лет. Проект погружает в мир "Буратино", увиденный глазами лучших иллюстраторов, но какое место в нем уделено "музейному предмету", т.е. подлинным вещам? - задавались вопросом представители традиционного подхода к музею.
Правда, точно объяснить, какие именно подлинные предметы могут быть в центре экспозиции, посвященной вымышленному персонажу, никто не смог. Сам Александр Райхштейн потом пояснял, что в проект может встроиться практически любое количество "предметов", но своей приоритетной задачей он, конечно, считал знакомство посетителей не с ними, а с миром сказки Толстого.
"Мы находимся в начале работы над проектом, - поясняла Людмила Савченко. - Сейчас был представлен эскиз художественного решения выставки, при разработке же ее научной концепции все замечания, естественно, будут учтены".
Наконец, о мемориальной части экспозиции музея все гости отозвались как о сделанной с очень большим вкусом и содержащей множество уникальных документов. А вот литературную экспозицию о жизни и творчестве Алексея Толстого практически единогласно предложили модернизировать. Правда, мнения о радикальности необходимых обновлений разошлись. Кто-то предлагал решительным образом обновить этикетки, кто-то (и таких все же было большинство) говорил об устаревающем каждые 15 лет образном языке любой экспозиции и необходимости радикальных изменений.
"Может быть, сложившийся в этом музее контраст экспериментального и традиционного методов можно возвести в некий принцип, сочетая их", - предлагала компромиссный вариант заведующая музеем-квартирой Андрея Белого Моника Спивак.
"Вы располагаете уникальнейшим пространством - городской усадьбой, в которой есть все, - делал выводы Георгий Василевич. - У вас намечены прообразы архитектурного дополнения этой среды. Я поздравляю Самару, тут, наверное, - один из самых правильных с точки зрения смелости музеев. Очень важно, что вы ищете разные языки для общения с разными группами посетителей. Без этого многоязычия невозможен посещаемый музей".
И с этим тезисом не спорил, кажется, никто. Таким образом, курс, которым движется Самарский литературный музей, в целом был признан и верным, и актуальным.
Последние комментарии
Работу по спасению памятника начали гораздо раньше. Виталий тому свидетель. Но главное результат. Объект жив и полезен России.
Объект должен жить! И это здорово!
Стоит порадоваться за благое дело!
Стоит пожелать удачи Галерее
Дело хорошее но много волосатых лапок...