«Номадическое шоу» - это публичная презентация итогов двух недель работы творческой лаборатории, в ходе которой художники осваивают пространство Ширяева, рассказывают друг другу о своей работе и обсуждают идеи своих проектов. Многочасовые блуждания по селу, в ходе которых зрители знакомятся с результатами работы художников, и предопределили название мероприятия, образованное от слова «номады» - странники. В этом году в работу творческой лаборатории встроился еще и философский семинар «Современное искусство и философия: экраны сознания», курируемый Еленой Богатыревой. Участников было почти три десятка – художники из Франции, Германии, Эстонии, Швеции, Австрии, Италии.
В последние годы «номадическое шоу» собирает довольно большое число зрителей, которые, впрочем, не всегда понимают, что и зачем им показывают. В этом году удивляться посетители шоу начали еще на борту теплохода, с борта которого им открылось гигантское слово «Улыбайся», выложенное на склоне горы художником Калле Холк из Швеции. Потом, на берегу, зрители получили письма, в которых художник предлагал их получателям стать участниками его проекта – и улыбаться больше в уверенности, что это изменит мир к лучшему. Неизвестно, осознавал ли художник, что в России слова «голливудская улыбка» (а именно с надписью Hollywood в первую очередь ассоциируются буквы на склоне горы) ассоциируется, скорее, с лицемерием и ложным оптимизмом, чем с добрым отношением к миру. Как бы то ни было, проект давал хорошую возможность пересмотреть этот стереотип, а заодно впечатлиться титанической работой художника, которая, вероятно, была видна даже из космоса. У пристани Светлана Хегер из Австрии переодела часть зрителей в майки, на каждой из которых было написано по одному слову из хайку и предложила им перемещаться, генерируя таким образом множество вариантов одного стихотворения. Что ж, если предполагалось, что участники эксперимента – действительно «наивные поселяне», то стоит признать его имеющим некую образовательную ценность. Не очень понятных своей простотой проектов было немало. Магнус Петерссон из Швеции зарыл на окраинах села «послание археологам будущего» - набор вещей, судя по всему, из магазина «Икея». Эстонец Андрюс Йонас показал, как эстонцы празднуют «День Европы» - подвергая порке консервы и выливая на себя водку (видимо, имелось в виду, что эстонцы, столетиями живущие между Россией и Европой, отстаивают самостийность своей культуры не слишком конструктивными методами). В то же время среди «очень простых» были и очень тонкие работы. Итальянец Вито Паче установил на берегу Волги некий аппарат для наблюдений за «социал-демократическим пейзажем». Это была камера без линзы, через которую можно было посмотреть на Волгу как на незанятое людьми пространство, в котором только и возможна, видимо, социальная демократия. Наверное, самая яркая работа биеннале – «Пещера Платона» Марсьяля Вердье из Франции. Посетителям предлагалось зайти в один из сараев села, где в полной темноте они начинали видеть нечто, слабо напоминающее экран, на котором проступали смутно различимые фигуры. Происходящее поразительно напоминало знаменитое описание Платоном восприятия человеком истинной сути вещей (философ говорил о людях, сидящих в пещере спиной к свету и пытающихся, глядя на тени на стене, рассуждать о реальности). Эффект, как выясняется, достигался с помощью камеры-обскура, отображающей происходящее на улице. Красота проекта была еще и в удивительном совпадении техники, которой он был реализован, с платоновским описанием.
Острые ощущения
Работа Марсьяля Вердье была одной из немногих, прямо рефлектирующих тему биеннале – «Экран». В отличие от темы 2011 года, «Чужестранцы», над которой художники размышляли прямо и недвусмысленно, тема экрана оказалась трудноуловимой, но в то же время некий ее парафраз можно было при желании усмотреть почти в любой работе. Самарец Александр Зайцев установил на склоне горы несколько мексиканских кактусов, предложив желающим фотографироваться на их фоне и тем самым понять, как легко медиа может исказить реальность. Увидеть «Экран» в перформансе эстонки Сибилле Неве «Освобождение души» было куда сложнее. Художница залпом выпила бутылку вина, потом с помощью двух пальцев вернула его из себя, затем отпустила на волю привязанную к камню курицу. Сильное и неясное впечатление. Экран как границу между искусством и бытом исследовал Владимир Архипов, продемонстрировавший публике несколько объектов, созданных местными жителями – «тюнингованную» инвалидную коляску, самодельную антенну и др. Жизнь в России – это и есть творчество, видимо, такой месседж транслировал художник. Еще один «экран», одну границу – между природой и культурой – можно было осмыслить в конце путешествия в заброшенных штольнях села благодаря инсталляции Катрин Хорнек из Австрии. Художница наклеивала на камни пещеры плитку и монтировала арки из монтажной пены и камней, таким образом, видимо, желая показать взаимозависимость человека с его технологиями и мира природы. Об этом, видимо, и название работы – «Это все держится, потому что хочет рухнуть одновременно». В штольнях и завершилась многочасовая «арт-экскурсия» по селу – появлением пресловутых «зеленых человечков». Это был перформанс Сюзанны Мессершмидт «Конец мира», говорящий, видимо, о каких-то «иных» формах природы и культуры.
Роман Коржов, комиссар Ширяевской биеннале:
- По сравнению с 2011 годом, на этом номадическом шоу было меньше зрителей, но зато почти все они дошли до конца программы, что было нелегко. Формат номадического шоу предполагает показ «быстрых» произведений, с которыми зрители знакомятся в течение нескольких минут. Такие работы всегда предполагают определенные смысловые «кавычки», когда проблематизируется сама «реальность», в которую вписано произведение. Я увидел несколько очень сильных работ подобного рода. Например, инсталляция Иоханны Карлин, которая, обыгрывая взаимодействие новодельной стены и старых досок, ставит под вопрос сами понятия «старого» и «нового». В целом я чувствую, что год от года биеннале развивается.
Елена Богатырева, куратор семинара «Современное искусство и философия: экраны сознания»:
- В этом году мы первый раз проводим философский семинар в месте, которое является не просто фоном, а предоставляет определенный материал для рефлексии философов. Было очень интересно увидеть множество арт-проектов и услышать, как художники сами их объясняют. Возникла, как мне показалось, уникальная ситуация, когда художники и философы разными способами рефлексируют над проблемами современной культуры. Сам подход, который используют художники биеннале – проблематизация вещей, кажущихся очевидными, - сейчас актуален и для философии. С другой стороны, современное искусство постоянно рефлексирует само над собой, что еще больше нас сближает.
Последние комментарии
Работу по спасению памятника начали гораздо раньше. Виталий тому свидетель. Но главное результат. Объект жив и полезен России.
Объект должен жить! И это здорово!
Стоит порадоваться за благое дело!
Стоит пожелать удачи Галерее
Дело хорошее но много волосатых лапок...