В минувшую субботу в Самаре первый раз прошла "Ночь искусств". Акция объединила два музея – Самарский художественный музеи и Музей модерна. Первый вдохновлял посетителей выставками, театром и джазом, второй – "уроками модерна".
Очень высокое искусство
Напомним, акция "Ночь искусств" в канун Дня народного единства запущена по инициативе Министерства культуры РФ. Предполагается, что со следующего года это событие объединит музеи, библиотеки, клубы, театры и другие учреждения культуры по всей стране.
В этом же году массовый характер акция имела только в Москве, где в ней приняли участие 150 организаций. К столице присоединилось несколько организаций в разных городах страны, и среди них два музея из Самарского региона. Концепции организации праздника в этих музея оказались разными, и разность эта - довольно показательной.
В Самарском художественном музее осенние ночные акции уже проводили ранее. Но если проведенная прошлой осенью апокалиптическая "Ночь в музее" имела сквозную тему, то на этот раз ночная программа выглядела достаточно эклектичной. Фактически основным "блюдом" для зрителей стали существующие экспозиции музея с неким набором приятных, но не имеющих с ними особой смысловой связи дополнений. На втором этаже музея играл джаз-квартет Виктора Геравкера и Игоря Яковенко – играл очень неплохо.
Студия "Фонарь" (существует при академии Наяновой) показала в Мраморном зале короткий спектакль по сказке Мишеля Турнье "Пьеро, или Что таит в себе ночь". Зная текст, можно было сказать, что на выставке самарских художников о Самаре вполне уместен показ спектакля об истинном и ложном искусстве, о "химических" ярких красках Арлекина и неброских, но глубоких цветах Пьеро, но… Но фактически спектакль оказался совершенно не приспособлен к постановке в большом зале, актеров не было слышно, да и вообще осталось не ясным, зачем легкая философская сказка превращена в унылую сентиментальную постановку. Впрочем, для того чтобы все это подумать, нужно ведь было зайти в зал, а раз уж так, почему бы не посмотреть саму выставку?
Действительно, во всех залах музея дежурили экскурсоводы, готовые ответить на вопросы, – и работы у них хватало. Десятки, если не сотни самарцев осматривали иконы, работы художников авангарда и передвижников так, как будто видели их в первый раз.
Таким образом, задача организовать некоторому количеству жителей города "встречу с прекрасным", которой они успешно избегали всю жизнь, была музеем решена. Вероятно, кому-то из этих людей потом захочется в музей вернуться и рассмотреть что-то подробнее. Но исчерпывается ли смысл подобных "Ночей" задачей "подвести к картине"? Не может ли сам процесс "подведения" уже как-то раскрывать смысл картины? Может быть, кроме экскурсовода, возможны еще какие-то, более привлекательные для "обычных людей" посредники между ними и академическим искусством, которые могли бы как-то сблизить этим миры? Вопрос этот остается открытым.
Образовательная феерия
В Музее модерна к организации акции подошли иначе. Здесь зазывали зрителей на "Вечернюю школу модерна". Наверное, это название соблазняет меньше, чем джаз и театр, но, как оказалось, публики было ровно столько, сколько способен вместить кинозал музея, где и развернулись основные события.
Впрочем, слово "зрители" в данном случае не очень подходит – всем пришедшим на акцию предлагалось стать как раз не зрителями, а участниками. Причем участвовать предлагалось именно в основном "продукте" музея – в модерне (разумеется, понятом достаточно широко). Уже во дворе музея каждый входящий становился героем видеоинсталляции Тимура Ли, трансформирующей фасад одного из зданий музея в некую иную реальность.
Внутри же можно было попробовать стать художником модерна – благодаря мастер-классам художниц Екатерины Романовой и Натальи Суботиной. Акварельные картины в духе модерна, глиняные рельефы и фонарики изготавливались желающими почти в промышленных масштабах, причем некоторые изделия оказались очень симпатичными.
Основную же программу вечера составляли лекции о самарском и московском модерне и экскурсия по модерну европейскому. Звучит все это, опять же, не слишком "развлекательно", но сотрудники музея очень остроумно обыграли склонность художников эпохи модерна к разнообразным новшествам, внося их в образовательную программу.
Сотрудник музея Илья Саморуков свою лекции не читал, а пел в духе авторов "новой искренности", а Николай Кислухин "водил" публику по городам Европы и показывал памятники модерна с помощью панорам программы Google Earth. Казалось бы, не такой уж гигантский технологический рывок, но по атмосфере занятие кардинально отличалось от обычной лекции с показом картинок. Завершился вечер концертом молодой, но "подающей надежды" группы Frankly Speakers . Небольшая доза музыкальной англомании стала подарком той аудитории, которую музей, видимо, понимает как основную – и, похоже, не ошибается.
Таким образом, два самарских музея, поддержавших федеральную акцию, подошли к ней под лозунгом "Минимальными усилиями – максимальный результат". В обоих случаях результат, действительно, был достигнут, но вот методы приложения "минимальных усилий" были очень разными. Развлекаться на фоне "серьезного искусства" или развлекаться с помощью "серьезного искусства", которое волшебным образом стало интересным и близким, пусть и с некоторыми "потерями глубокого смысла"? У обоих методов есть издержки, истина, вероятно, "где-то посередине".
Константин Зацепин, замдиректора Самарского художественного музея:
- Эта "Ночь" была для нас уже пятой за последние три года – уже можно прослеживать закономерности и задавать вопросы. Закономерность первая: "Ночь" является сверхпопулярным форматом, и на нее никогда не приходит меньше тысячи человек зараз. А главный вопрос – почему? Мне довольно сложно сказать, с чем связана сумасшедшая популярность этого события в массах. И меня до сих пор удивляет, как возможно, что в Самаре огромное количество людей, видимо, вообще не подозревает о существовании в городе музеев. Да, до сих пор подавляющее большинство приходит в музей впервые, именно на "Ночь". Но уже понятно – если есть возможность привлекать зрителей на серьезные выставки вроде "Символов места", то пусть это будет хотя бы таким способом.
Михаил Савченко, заведующий Музеем модерна:
- Мне кажется, хорошо, что у нас появилась вторая музейная "Ночь". Нам хотелось бы и в весеннюю "Ночь в музее" внести больше образовательных элементов, но, боюсь, с восприятием этого формата горожанами уже мало что можно сделать. А сейчас, когда акция проводится в первый раз, нам показалось, что можно задать какие-то другие рамки, настроить людей на получение более интеллектуальных удовольствий. Поэтому мы спланировали нашу "Ночь" как своеобразную "школу модерна", в которой есть несколько уроков и есть "выпускной" в виде концерта. Мне показалось, что этот формат сработал.
Последние комментарии
"Любовь холоднее смерти", 1969. Режиссер Райнер Вернер Фассбиндер. Фильм "Бассейн" не его авторства! Учите матчасть!
Работу по спасению памятника начали гораздо раньше. Виталий тому свидетель. Но главное результат. Объект жив и полезен России.
Объект должен жить! И это здорово!
Стоит порадоваться за благое дело!
Стоит пожелать удачи Галерее