На следующий день после сложения полномочий главы Самары Дмитрий Азаров провел неформальную встречу с представителями СМИ, что называется, без галстука. Портал Волга Ньюс воспользовался ситуацией и задал теперь уже сенатору наиболее интересующие вопросы.
- Как вы относитесь к уходу с поста мэра Самары?
- Я абсолютно спокойно принял это решение. Не могу сказать, что мне все равно, но уж точно - жить прошлым и цепляться за власть не буду. Буду смотреть вперед. Я не всю жизнь работал во власти и еще не утратил других навыков. Так что если не буду востребованным в органах власти, ничего страшного.
- Как вы отнеслись к принятию губернской думой закона "О порядке избрания главы Самары", который прописывает переход на другую модель управления городом?
- На мой взгляд, сейчас в этом не было необходимости. Самара накопила электоральный опыт. Методом проб и ошибок горожане научились распоряжаться своим голосом, действуя прагматично в интересах города и области. Важно, чтобы у людей в результате перехода на новую модель не возникло отстраненности от власти (мы в нашей стране через это много раз проходили). Когда люди считали, что власть - сама по себе, а они сами по себе - это опасно, потому что порождает иждивенческие настроения.
Но поймите меня правильно: здесь нет верного или неверного решения. Плюсы и минусы есть как в той, так и в другой модели управления городом, и я их все знаю. В этой ситуации было принято такое решение.
Муниципальная власть - это во многом буфер между государственной властью и обществом, куда можно канализировать проблемы, протестные настроения - "пар выпустить". И это нормально, в этом нет ничего плохого. У меня первое образование техническое, поэтому я понимаю, что это придает эластичности системе, делает ее устойчивой. А если система жесткая - ее плюс в том, что она передает воздействие без изменений напрямую, до конца. Но жесткая система - и более хрупкая.
Вы поймите, я свою позицию высказывал и раньше, еще до принятия этого закона. Но решение принято, и мы должны его реализовывать. Нам, самарцам, нужно из любых изменений извлекать пользу для города. А она есть: ведь региональная власть, участвуя в выборе кандидата на пост сити-менеджера, впоследствии будет ему помогать, а значит, и всему городу в целом. Так что сегодняшняя конструкция для города даже более выгодна.
- А как вы можете прокомментировать скорость принятия этого решения?
- Оно было принято так быстро, потому что если бы задержалось, то вступило бы в силу через срок. А откладывать его на пять лет уже не имело смысла.
- Какие задачи вы намерены решать в качестве сенатора от Самарской области?
- Мы обсудили этот вопрос с губернатором. В поле моего зрения останутся вопросы местного самоуправления. Мы внимательно изучим опыт Челябинска - это первый крупный город, который создал внутригородское и внутрирайонное деление в рамках реформы МСУ. Позиция моя простая: шишки лучше набивать не на своей голове.
Мы договорились с губернатором, что от муниципалитета и правительства в Челябинск будет направлена делегация. И мы посмотрим плюсы и минусы этой системы. У нас для этого есть минимум полгода - до следующих выборов городской думы. Необходимо посмотреть, какие проблемы на подготовительном этапе были в Челябинске и как это там начало работать. В любой системе есть свои риски, надо попытаться их проанализировать и принять взвешенное решение.
Кроме того, в центре моего внимания будут находиться все вопросы, связанные с подготовкой к ЧМ-2018. Также будем решать задачи, связанные с привлечением инвестиций в регион и с ремонтом в рамках федеральных программ. Я планирую участвовать в заседаниях правительства Самарской области и раз в полгода отчитываться о своей работе.
- Есть ли в нынешней мэрии, условно, уже готовые сити-менеджеры?
- Да, это два моих первых заместителя: и Виктор Владиславович Кудряшов, и Александр Викторович Карупушкин готовы работать в этой должности. Они оба свою муниципальную службу в разное время начинали с того, что курировали блок экономического развития. А умному, деятельному человеку с аналитическим складом ума это дает возможность спокойно разобраться в городском хозяйстве, разложить все по полочкам, а потом свои методические знания применить на практике.
Они знают все городское хозяйство и имеют колоссальный управленческий опыт не только в коммерческих предприятиях, но и в государственных и муниципальных структурах. Я думаю, они оба будут участвовать в конкурсе на должность главы администрации, ну а дальнейшее решение - за конкурсной комиссией.
- А вы бы хотели быть сити-менеджером?
- Нет, не хотел бы. Я всенародно избранный глава города. Я бы, конечно, мог держаться за власть и устраивать всякие штуки, которые в нашем городе неоднократно происходили в такие моменты. Но вопрос в том, пошло бы это на пользу городу. Ведь город находится в разрухе как раз из-за бесконечных конфликтов и борьбы. И это понятно: когда идет война - есть жертвы и разрушения. Мы бы хотели вернуться к этой ситуации? Конечно, нет.
- Как вы прогнозируете, сколько сотрудников администрации сохранят свои посты в мэрии после вашего ухода?
- Думаю, большинство сотрудников, в том числе те, кто находится на первых позициях в администрации. Руководители департаментов, главы районных администраций имеют очень высокие шансы сохранить посты - было бы желание. Напряжение четырехлетней работы и особенно последних месяцев может сказаться на людях, и они могут уйти. Кроме того, надо иметь в виду, что очень многие люди, которые находятся на первых позициях, - люди самодостаточные. Для них власть, как и для меня, - не самоцель. Власть - это инструмент. К примеру, есть люди, которые много лет хотели стать главой Самары, а я же всегда хотел сделать городу лучше - вот в чем разница.
Я пять лет возглавлял газораспределительную кампанию, и она стала лучшей в России. Вся работа была выстроена, я стал уходить с работы в пять вечера, и у меня возникло ощущение, что скоро начну лениться. А через несколько лет я услышал афганскую пословицу: ослик, поработавший в тени, работать не будет. И когда прозвучало предложение баллотироваться в мэры, я подумал: если ты такой эффективный - попробуй, внеси свой вклад в развитие города. У меня было искреннее желание изменить Самару к лучшему. И я на всю жизнь благодарен Кудряшову и Прямилову, что они меня поддержали в этом решении и пошли со мной.
- Какой главный опыт вы вынесли, работая в коммерческих и властных структурах?
- Я работал в разных коммерческих структурах в 1990-е годы и приобрел там широчайший опыт. Но есть такое ошибочное мнение, что любой эффективный бизнес-управленец может прийти во власть и легко справится с любой задачей. Это не так. Это несопоставимые вещи. Когда ты приходишь в бизнес, то уже обычно через год появляется ощущение, что ты все знаешь. А через два года понимаешь, как бизнес устроен, какие есть внешние вызовы.
После того, как я проработал год на муниципальной службе, у меня даже не возникло ошибочного ощущения, что я все знаю. Потому что это гораздо более сложные системы. Количество внешних вызовов здесь несчетное, плюс колоссальное количество совершенно непредсказуемых вещей.
И я понял еще одну вещь, работая мэром: жители города - не мои подчиненные. Людей, которые бьют окна, рисуют на фасадах, нельзя уволить и сказать: "Иди, живи в Тольятти!" Более того, скоро ты приходишь к пониманию, что это ты - их подчиненный, это они тебя наняли. То есть происходит серьезная психологическая ломка.
Поэтому человеку, который приходит из бизнеса во власть, нужно время на адаптацию. У меня, например, голова если не на 180, то на 90 градусов, совершенно точно, повернулась. Я на все стал смотреть другими глазами. Первые полгода, помню, мне снились нависшие над детскими колясками сосульки, покусанные граждане. Потом к этому прессингу привыкаешь. Но пока не побываешь в этой шкуре, объяснить, что такое работа главы города, невозможно, как и объяснить, что такое - пройти всенародные выборы.
Так что большего опыта работы, чем на муниципальной службе, приобрести невозможно. Я не имею в виду самые высшие эшелоны власти, но, поверьте, это гораздо более сложно, чем любой бизнес. Сложнее работы, чем в муниципалитете, ничего нет. Здесь каждый день - прямое общение с людьми, кроме того, ты находишься под давлением принятия решений и оценкой общественного мнения, под контролем региональной и государственной власти. При этом у тебя есть и государственные задачи, и общегородские задачи, и нужно в этой ситуации находить компромиссные и оптимальные решения.
Кроме того, я понял еще одну важную вещь. Людей надо слышать, слушать и реагировать на их мнения. Поскольку ты имеешь замечательную возможность использовать потенциал городского сообщества, воплощать его в жизнь для принятия более эффективных решений.
- Вы не жалеете о том, что пошли в мэры Самары?
- Сейчас бы я этого решения не принял. Но я точно не жалею, что принял его тогда.
- А почему сейчас бы не приняли?
- Потому что это очень тяжелая работа.
Последние комментарии
А новый губернатор не в курсе какой бардак творится с программой КРТ ? Особенно в Промышленном районе.
только в России пров***шийся чиновник, открыто попирающий права и интересы сограждан, становится уполномоченным по правам человека
Рудаков вполне сможет потянуть мэра
Не в свои сани не садись. Еще бы работал.
У нас только чиновники работают, а остальные дурака валяют. Хоть бы не писали. Умней бы выглядили.