В тревожных условиях коронавирусной действительности многие предприниматели уповают на форс-мажор как на последний, но надежный источник спасения. Но обоснованны ли надежды на самом деле? Мы попытались разобраться в этом вопросе вместе с Денисом Ковалюнасом, одним из ведущих юристов Самарской области, адвокатом, учредителем ЮК "Ковалюнас и партнеры".
Форс-мажор - редкое явление в отечественной правовой культуре. Все знают этот магический термин, но мало кто с ним сталкивался на практике. Однако кое-какой опыт применения норм о форс-мажоре все-таки существовал и до пандемии, а после введения ограничений стали появляться новые официальные разъяснения.
Общее правило, которое практически нивелирует надежды на форс-мажор как на универсальный выход из кризиса, состоит в том, что вы сами должны доказать невозможность исполнения принятых обязательств из-за непреодолимой силы. Учитываться будут такие факторы, как регион ведения бизнеса (и, соответственно, строгость введенных ограничений), отрасль, в которой действует пострадавший, реальное влияние прямых ограничений на работу бизнеса, добросовестность самого предпринимателя.
"Буквально вчера появились сообщения о том, что эпидемию коронавирусной инфекции могут законодательно признать обстоятельством непреодолимой силы (форс-мажором). Это может значительно изменить расклад сил между нарушителями обязательств и пострадавшими", - считает Денис Ковалюнас.
Однако пока такой закон не принят, посмотрим, о чем сейчас можно говорить с уверенностью. Если ваш бизнес непосредственно подпал под ограничения (например, вы запланировали проведение семинара, а он отменен из-за эпидемии) - возвращать придется только неизрасходованные на момент введения ограничений деньги. И никакой ответственности. Причем речь идет не только о запретах, вводимых российскими властями, но и об ограничениях иностранных государств. Теоретически можно потребовать компенсации убытков от государства, такая норма есть в законе. Однако порядок не разработан.
Сложнее ситуация, когда бизнес формально не приостановлен властями, но исполнить обязательство в связи с отсутствием денег на счетах невозможно. Последние разъяснения Верховного Суда РФ допускают, что отсутствие денег можно признать обстоятельством непреодолимой силы, если оно вызвано ограничительными мерами.
Если вы не можете осуществить поставку клиенту (выполнить работы) из-за проблем с вашими контрагентами, то для освобождения от ответственности нужно постараться. В данном случае придется доказать, что поставляемый вами товар или услуга были уникальны и могли быть приобретены только в конкретном месте. Работа же вашего контрагента была приостановлена в силу прямых ограничений властей. Например, вы поставляете станки, которые производятся только в Италии, а в силу прямых запретов доставка товара невозможна.
Конечно, чаще встречается ситуация, когда предметом договора служит товар, продаваемый множеством поставщиков. Для того чтобы доказать невозможность закупки товара у другого продавца, вам нужно получить ответы от значительного количества участников рынка о том, что они не могут выполнить свои обязательства в связи с приостановкой работы или загруженностью уже оплаченными заказами. Это потребует от юридического сопровождения бизнеса титанических усилий.
Альтернативой может стать только достижение договоренностей с пострадавшим клиентом. Собственно, в эту сторону - побуждение к достижению компромисса - и будет двигаться судебная практика. Например, относительно отношений арендатора и арендодателя уже появились подобные разъяснения: арендатор, собрав доказательства невозможности оплаты арендных платежей, обращается к арендодателю за освобождением от оплаты. Последний может отказать, но в случае возникновения спора будет вынужден доказать обоснованность своих действий и недобросовестность арендатора. А это будет не всегда возможно. Устанавливая подобные правила, государство хочет сказать: договаривайтесь, неприкосновенных в эпоху коронавируса не будет!
Если вашему бизнесу нужна профессиональная юридическая поддержка, вы можете получить консультацию на сайте www.kovalyunas163.ru или по телефонам: 8 (846) 244-47-74, моб. +7 (929) 710-59-18
На правах рекламы
Последние комментарии
Что подорожало осмотр новой плиты колонки счётчика ???? Или глаза того кто смотреть будет ????
«Михаил Смирнов назвал сложности с получением данных о количестве проживающих в квартире…» Эти «сложности» не так уж и сложны. Есть два основных источника информации: подразделения МВД (т.н. «паспортные столы»), где есть база данных о прописанных гражданах. И есть выписки ЕГРН Росреестра, где есть данные о собственниках жилья. А также есть и ФНС, где каждый гражданин закодирован под своим ИНН. Предполагаю, что для Администрации области вполне возможно воспользоваться этими базами данных, чтобы выяснить искомую информацию. Далее определяем, сколько гражданин генерирует отходов. За основу возьмём т.н. «рациональные нормы потребления». Например, для пищевых продуктов они рекомендуются Минздравом. Выясняем, сколько желательно съесть куриных яиц в год. Переводим это количество в количество картонных/пенопластовых упаковок. И по сплющенным перед отправкой в контейнер упаковкам вычисляем объём этого отхода. Точно также и для бутилированной воды, и для сахара, для макарон, и так далее. Вроде бы просто. Или, всё-таки, сложно?
У родителей нет информации ввели ли карантин в школе или нет, завтра 3 урока. И сегодня тоже уроки были, вот всё что мы знаем. Кто-то кого-то обманывает.
Готовьте карманы, самарцы...
И? А те кто один живёт в трешке или двушке, но платит за тех, кто впятером живут в таких же условиях, это справедливо???