Насколько распространены онкологические заболевания в Самарской области, какие из них занимают лидирующую позицию и как снизить риск возникновения злокачественного новообразования, рассказал главный врач Самарского областного клинического онкологического диспансера, доктор медицинских наук Андрей Орлов.
- Как обстоит ситуация с онкологическими заболеваниями в Самарской области?
- По итогам прошлого года этот показатель у нас составлял 526,0 на 100 тысяч населения. Это чуть выше среднероссийского показателя, но в целом это нормальная ситуация.
Если сравнивать с Европой, то, например, в Германии в 2013 году заболеваемость составляла 524 случая на 100 тысяч населения. В тех странах, где продолжительность жизни выше, всегда будет регистрироваться высокая заболеваемость.
И мы в Самарской области, наметив тренд на увеличение продолжительности жизни, должны понимать, что это естественная ситуация, так как рак - это удел в большей степени пожилых людей. Соответственно, с годами будет отмечаться и рост заболеваемости.
Если говорить о количестве людей, состоящих на учете, то по итогам прошлого года их было свыше 97 тысяч.
- Как снизить риск возникновения онкологического заболевания?
- Нужно тщательнее относиться к своему здоровью, уважать самих себя. Важно своевременное обследование, чтобы выявить онкологию на ранних стадиях.
Если мы выявляем рак на первой или второй стадиях, то имеем от 80 до 95 процентов благополучных исходов. Разница в этом показателе зависит от локализации опухоли.
Понимаю, что говорю вроде бы прописные истины, но вопрос как раз в том и заключается, чтобы для человека они стали не просто советом, а реальным руководством. Программой всеобщей диспансеризации предусмотрены скрининговые исследования, которые возможно проводить в рамках обязательного медицинского страхования.
- Какая доля пациентов выявляется на ранних стадиях?
- В Самарской области выявление онкологических заболеваний на первой и второй стадиях по прошлому году сохраняется на уровне чуть выше 62 процентов. При этом пока еще сохраняется показатель одногодичной летальности, свидетельствующий о доле пациентов, которых мы выявляем на третьей и четвертой стадиях. Это пациенты, умершие в течение года после того, как у них был диагностирован рак.
По прошлому году у нас этот показатель составил 22,3 процента. Сейчас он снижается и по первому полугодию составил 18 процентов.
Хорошая тенденция, но, как я уже сказал, доля пациентов, выявляемых на третьей и четвертой стадиях, остается высокой. Поэтому мы стараемся постоянно напоминать жителям нашего региона о важности профилактики и ранней диагностики.
- Знаю, что в последние выходные ваши специалисты как раз и занимались первичной диагностикой.
- Отделение медицинской профилактики делает это уже на протяжении многих лет. Мы регулярно проводим массовые мероприятия в парках, торговых центрах, на набережной реки Волги.
Цель понятна - мы хотим, чтобы население перестало бояться врачей, следило за изменениями, происходящими в организме, и своевременно обращались к специалистам.
Увы, в этом году мы провели только первое такое мероприятие, что связано с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой. Но, тем не менее, ведем активную работу в социальных сетях по профилактике и ранней диагностике онкологических заболеваний. Наша аудитория стала более активной в интернет-пространстве.
Если в ходе осмотра возникают подозрения, то мы сразу направляем человека на дополнительное обследование. По прошлым годам статистика была такой: из 100 обратившихся 20 были направлены на дальнейшую диагностику, после которой у трех пациентов была выявлена онкология.
В летние месяцы мы проводим такие мероприятия на набережной р. Волги. Мы хотим обратить внимание на вред солнечного излучения, которое вызывает ожоги. Рак кожи традиционно занимает лидирующие позиции среди всех онкологических заболеваний на протяжении многих лет. Одна из разновидностей рака кожи - меланома - является самой агрессивной, жестокой опухолью, которая зачастую приводит к смерти.
- Какие тенденции отмечаются в последние годы? Каков "рейтинг" онкологических заболеваний различных органов?
- Если говорить о смертности от онкологических заболеваний, то уже пятый год на первом месте у нас рак легкого, на втором - рак толстой и прямой кишки, на третьем - желудка. Это основные локализации, и в первую очередь высокий рост данной патологии во многом связан с образом жизни.
Мы привыкли пенять на окружающую среду, на генетику, которая играет немаловажную роль, но если не соблюдать определенных правил здорового образа жизни, то вы будете в зоне риска.
Курение. Много раз доказано, что оно повышает риск развития не только рака легкого, но и предстательной железы, и ротовой полости. Причем курение опасно не только для самого курильщика, но и для окружающих.
Избыточное употребление в пищу животного белка, красного мяса, недостаток растительной пищи провоцирует и приводит к развитию рака кишечника. Рак толстого кишечника - это медленно развивающаяся опухоль, она может возникнуть при наличии полипов. Их нужно своевременно удалять, и это снизит риск возникновения рака кишечника. В любом случае рак на первой стадии можно перевести в хроническое заболевание.
- Есть ли в регионе особенности, по сравнению с ситуацией в целом по стране?
- В нашей области заболеваемость традиционно выше, что связано с увеличением продолжительности жизни. Наш регион четко работает в рамках федеральной программы "Борьба с онкологическими заболеваниями", предусматривающей, в частности, создание центров амбулаторной онкологической помощи. В прошлом году один такой центр открыли на базе 8-й городской клинической больницы, в этом году будут открыты еще три центра - один на базе 4-й городской больницы в Самаре, второй в Тольятти, третий - в Сызрани.
Задача понятна - максимально приблизить диагностическую помощь к первичному звену. Есть оборудование высокого уровня, возможность передачи информации напрямую к нам в онкодиспансер. Это будет способствовать и повышению качества проводимой диагностики, и привлечению кадров.
- Как была перестроена работа областного онкологического диспансера в связи с распространением коронавируса?
- В период эпидемии мы ни на день не остановились, продолжали работать и оказывать помощь в полном объеме. Значительно усилили противоэпидемические мероприятия. Был и пока остается полный запрет на посещения больных родственниками. На первом этапе была бесконтактная термометрия для всех пациентов и сотрудников с полным разделением потоков.
На сегодняшний день нам удалось установить тепловизоры. Полностью разделены потоки амбулаторных и круглосуточных пациентов, есть дополнительный фильтр в приемном отделении при госпитализации пациентов, затем еще раз, уже с контактной термометрией.
Да, это доставляет некоторые неудобства пациентам, так как увеличивается время на госпитализацию, но это создает дополнительную безопасность. У нас до сего дня не было вспышки этой инфекции внутри учреждения. Да, сотрудники переболели, кто-то бессимптомно, кто-то в легкой форме, но заразились они вне нашего центра.
А что касается мероприятий в условиях эпидемии, то у нас усилена обработка помещений, установлены дополнительные обеззараживающие модули, размещены обеззараживающие средства на этажах и в поликлинике. Причем кратность обработки помещений увеличена до шести раз в сутки. Все эти меры носят регулярный характер.
Если возникает подозрение на инфекцию у сотрудников, они просто не приходят на работу и обращаются в поликлинику. Это жесткое требование, которое неукоснительно соблюдается. Для наших пациентов любая вирусная инфекция - это дополнительная нагрузка на иммунитет, а значит дополнительный риск того, что организм не справится с заболеванием. В зоне риска - больные с раком легкого, лимфоидной ткани, с раком крови. У них выше риск заболеть вирусным заболеванием.
- Онкологический центр в Самаре считается одним из крупнейших в стране. Насколько он сейчас загружен, пациенты из каких регионов здесь проходят лечение?
- Наш центр был в свое время уникальным и остается таким сегодня. Он включает все виды медицинской помощи. География регионов нашей страны и других стран довольно широка. В первую очередь к нам приезжают лечиться из Казахстана, Средней Азии, Армении, Грузии. Есть пациенты из Германии, Чехии, были из Греции, Албании.
У нас сравнительно низкая стоимость лечения, при соответствии его европейскому уровню.
Мы сертифицированы на право оказания медицинской помощи зарубежным гражданам. Если говорить о российских пациентах, то в первую очередь к нам обращаются жители близлежащих областей, то есть, практически из всех регионов Приволжского федерального округа.
- Есть ли у ваших специалистов возможность консультироваться с коллегами из других онкологических центров?
- Сегодня в Российской Федерации выстроена трехуровневая модель организации медицинской помощи. На протяжении последних двух лет у нас есть возможность дистанционного консультирования по всем диагностическим исследованиям в научно-исследовательском онкологическом институте имени П.А.Герцена, который за нами закреплен как куратор, в Российском онкологическом научном центре имени Н.Н.Блохина, в научно-исследовательском институте имени Н.Н.Петрова, который находится в Санкт-Петербурге. Работаем с коллегами из Ростовского научно-исследовательского онкологического института.
Эта модель достаточно хорошо выстроена, и такое взаимодействие дает хорошие результаты. У нас есть возможность консультироваться с зарубежными коллегами в Германии, Израиле.
- Насколько сейчас диспансер обеспечен медпрепаратами и оборудованием? Как обстоит ситуация с кадрами?
- Уровень подготовки кадрового потенциала очень высок. Наши специалисты, помимо того, что имеют научные степени и ученые звания, являются членами Ассоциации онкологов России, членами зарубежных ассоциаций. Кафедра онкологии нашего медицинского университета базируется у нас, будущие врачи здесь проходят подготовку. Наши требования довольно жестки, но ребята учатся с удовольствием и, что отрадно, их уровень растет.
Наш диспансер укомплектован кадрами, и совместно с кафедрой онкологии мы ежегодно выпускаем специалистов. В прошлом году их было 13, в этом году будет 14.
Если говорить об оснащении, то у нас изначально была задана высокая планка, в том числе и с точки зрения оснащения современным оборудованием. В рамках государственной программы борьбы с онкологическими заболеваниями мы в прошлом году закупили 102 единицы нового оборудования.
Оснащаем центр современными лучевыми ускорителями с возможностью проведения радиохирургического лечения. Плюс в этом году будет установлен современный аппарат МРТ с возможностью исследования молочных желез. Программа рассчитана до 2024 года, и в рамках ее реализации будет происходить замена оборудования.
- Какие новые методы лечения применяются в диспансере, какие научные достижения и изыскания можно отметить?
- В практику лучевой терапии будут внедрены радиохирургические методы лечения с контролем положения пациента. То есть поражение здоровых тканей будет минимизироваться за счет точечного воздействия.
Продолжаем наращивать использование диагностических методов. У нас сегодня есть все современное оборудование для определения генетических мутаций злокачественного новообразования, что позволяет делать индивидуальный подбор противоопухолевой терапии.
У нас продолжает активно развиваться хирургия. Это остается одним из основных методов лечения в онкологии. Оборудование, которое у нас есть, позволяет использовать малоинвазивные лапароскопические технологии, в том числе и при распространенных процессах. Продолжаем вполне успешно работать и развиваться.
Последние комментарии
Доктор медицинских наук Беджанян назвал упражнения против рака...- "Две шаги налево, две шаги направо"?...- Нет. Беджанян советует выполнять растяжку, аэробные упражнения и занятия с собственным весом...- И что будет?...- Снизится уровень половых гормонов и инсулина в крови...- И что?...- Ну, типа, предполагают, что это может укрепить иммунитет, улучшить метаболизм и избавить от лишних килограмм...- А что такое "иммунитет"?...- Ну, типа, это защитный механизм организма по борьбе со всякой заразой...- И что в него входит?...- Гланды...- А ещё?...- Щитовидная железа...- А ещё?...- Макрофаги...- А ещё?...- Лейкоциты...- А ещё?...- Иммунные тела...- А зачем они?...- Уничтожать вирусы...- А что они делают?...- Портят геном клеток...- И что?...- Клетка становится раковой...- И что?...- Заражаются и другие, так растёт опухоль...- А почему?...- Слаб защитный механизм самой клетки...- А почему?...- Шлаки и токсины мешают...- Почему?...- Клетка не резиновая! Пока шлаки не выйдут - питательные вещества не войдут в неё!...- И что?...- Клетке не хватает энергии на отпор - её частота приближается к частоте вируса...- А, если ей хватает энергии?...- Тогда её частота гораздо выше частоты вируса- он к ней даже не приблизится!...- А, если рискнёт?...- Тогда она сразит его наповал!...- Ну и как же растяжка и аэробные упражнения помогут отбить атаку вирусов?...- Ну, типа, учёные работают над этим...- А человеку что пока делать?...- И что же делать?....- Поголодать насухо неделю, не меньше, без воды и без еды...- И что будет?...- Избавившись от шлаков и токсинов, организм наводит порядок - восстанавливаются основные функции клеток- обмен веществ и далее со всеми остановками...- Спасение утопающих - дело рук самих утопающих...
сейчас в стоматологии все космических денег стоит. где столько взять то
Необходима вакцинация после болезни (более 6 месяцев), врач говорит - только спутник-лайт. Но в Самаре этой вакцины нигде давно нет. Может кто-то даст ответ почему? И кто за это отвечает? Еще немного, и я стану "антиваксером".
Пусть прививается , кто ее держит !
ужас