В середине ноября 42-летний тольяттинец Алексей Котов (имя и фамилия изменены в интересах следствия) отправился с металлоискателем на поиски сокровищ. В качестве места для раскопок он опрометчиво выбрал охраняемое государством древнее селище.
Клондайк для археологов
Алексей отправился на Муранское селище, что неподалеку от реки Уса. Место было выбрано не случайно. Вдоль реки археологи обнаружили ряд поселков, могильников, кладов русского, мордовского, болгарского населения у сел Шигоны, Березовка, Усинское, Муранка, Печерские Выселки, Губино. Большинство из них основано в золотоордынское время и, вероятно, в рамках государственной политики монголо-татарских ханов. К примеру, у села Муранка ученые нашли огромное поселение, занимавшее площадь более двух кв. км. Когда-то это был целый город, существовавший в XIV веке, населенный, судя по находкам, болгарами и мордвой-мокша.
Здесь встречаются то черепки посуды, то старинные деньги, то украшения... Котову после нескольких часов раскопок удалось откопать монеты, украшения и ножи. Все находки были изготовлены в XVI-XVII веках (это позже установит экспертиза).
Мужчина даже решил похвастать ими перед коллегами-кладоискателями и выложил фотографии монет на сайте нумизматов.
Накладное увлечение
На очередные поиски Алексей отправился 19 ноября. Тут-то его и сцапали сотрудники линейного отдела милиции Тольятти.
- Милиционеры увидели в Интернете фотографии найденного и выехали на место, - рассказывает заместитель Куйбышевского транспортного прокурора Дионис Чамурлиев. - В отношении «копателя» возбуждено уголовное дело по статье 164 Уголовного Кодекса «Хищение предметов, имеющих особую ценность».
По этой статье «светит» лишение свободы на срок от шести до десяти лет с конфискацией имущества.
Как сказали нам в пресс-службе Средневолжского УВД на транспорте, этот случай - беспрецедентный за последние годы.
А историки пояснили нам, что Муранское селище относится к памятникам культуры и истории. И самовольно ковыряться здесь запрещено.
- Федеральный закон об объектах культурного наследия (№ 73-ФЗ от 25.06.2002 г. - прим. «Репортера») предусматривает ответственность за причинение вреда объекту археологического наследия, - поясняет ученый секретарь Самарского областного историко-краеведческого музея им. Алабина Дмитрий Сташенков. - Археологический памятник «Муранское селище» известен еще с конца девятнадцатого века. Сейчас там ведутся исследовательские работы. Культурный слой на этом месте сохранился, но «черные копатели» наносят ему огромный вред. Возбуждение уголовного дела в отношении одного из них, возможно, остановит попытки проникновения на такие объекты.
Кстати, год назад Котов уже попадался с поличным на этом селище. Только тогда он откопал вещи, не представляющие культурной ценности, поэтому под статью не попал.
«Репортер» также обратился за комментарием в эксперту по кладоискательству, официальному дилеру одной из фирм по продаже металлоискателей в Самаре Игорю Якурнову.
- По моей информации, археологи сейчас не проявляют интереса к этому селищу, - говорит он. - Дело в том, что этот участок обычно затоплен водой. Но в нынешнем году берега Усы обмелели, и к ряду объектов появился доступ. В любом случае археологические артефакты здесь погибают. И никому, кроме кладоискателей, до них нет дела. В то же время хочу отметить, что большинству поисковиков не интересны исторические объекты шестнадцатого-семнадцатого веков. Артефакты тех времен, как правило, погребены глубоко под землей. И найти их с помощью металлодетектора невозможно. И даже если и обнаружишь что-то - все равно без бульдозера не обойтись. Поэтому мы ищем, в основном, монеты и предметы восемнадцатого-девятнадцатого веков. Конечно, «в семье не без урода» - есть такие, кто целенаправленно лезет на охраняемые объекты. Но таких единицы, они - как браконьеры. Тут есть еще одна проблема. У нас отсутствует единый реестр объектов культурного наследия. Из-за этого поисковики зачастую по незнанию оказываются на охраняемых территориях. В других странах совсем иной подход к этой теме. Например, в Англии кладоискательство легализовано. Все находки там выкупаются государством по рыночной цене. У нас же поиск кладов - вовсе не прибыльный бизнес, это, скорее, увлечение сродни рыбалке или охоте. За день можно найти, в среднем, 10 монет. Каждая может стоить от силы 50-100 рублей. Серебряные - 100-200 рублей. Вот и считайте. Многие оставляют находки себе. Кто-то продает их на аукционах или в антикварные магазины. Иногда артефакты покупаются крупными музеями. Другое дело - пляжный поиск. Там за день можно найти 3-4 золотых украшения в прибрежной зоне. Но это уже совсем другая история.
Справка
Статья 233 Гражданского Кодекса РФ гласит, что кладом являются «зарытые в земле или сокрытые иным способом деньги или ценные предметы, собственник которых не может быть установлен либо в силу закона утратил на них право». Клад в равных долях достается собственнику земельного участка или строения, где был обнаружен клад, и человеку, обнаружившему сокровище.
В случае обнаружения клада, содержащего вещи, относящиеся к памятникам истории или культуры, его нужно передать в государственную собственность. При этом собственник земли или строения, где клад был сокрыт, и лицо, обнаружившее его, могут получить в качестве вознаграждения 50% стоимости клада. Деньги распределяется между ними поровну.
Источник: газета "Репортер" от 5 декабря 2010 года.
Последние комментарии
Что-то сильно скромно.... Семье покойного компенсацию в шесть миллионов выплатил???
А товарищи газелисты исключительно брюнеты? Так?
Угон, сопротивление полиции, порча имущества - 1 год условно, человек-то неплохой.
Страшная авария. Люди путешествовали с Автодом, а тут на тебе вечно спешащие непонятно зачем. Результат спешки - смерть. В России нет культуры езды на автомобилях, поэтому от смертей спасет только строительство дорог с 4мя полосами с разделительным барьером.
Теперь Ботвинко В В, судья Советского районного суда, и продолжает так же в упор не видеть преступных действия полиции. Ворон, ворону глаз не клюёт. О какой справедливости может идти речь вообще?