Татьяна Мрдуляш о перспективах и успехах самарской культуры

Министр культуры Самарской области Татьяна Мрдуляш в интервью Волга Ньюс рассказала о том, что приведет фестиваль "Шостакович. XX век" к аншлагу, почему так сложно было найти директора для Театра драмы, по каким критериям стоит оценивать работу новой команды Музея Алабина, по какой причине "СамФест" было решено провести именно на стадионе, и на какие фестивали надо успеть съездить в последние выходные августа.

— В этом году фестиваль "ВолгаФест" будет менее масштабным, в сравнении с прошлогодним. С чем это связано?

— Прошлый год для "ВолгаФеста" был юбилейным, фестиваль проходил в пятый раз. И, конечно, он прошел со всей широтой и размахом. Тогда было ожидание выхода из карантина, все соскучились и хотели большого настоящего праздника.

В этом году тема фестиваля "Детство". Мы всех ждем на старой набережной с 23 по 28 августа. Будет очень интересно! Наши музеи, театры и другие культурные институции активно участвуют в программе, в том числе свои площадки представят самарский филиал Третьяковки, Музей Алабина, Музей Модерна, Литературный музей. В фестивале примут участие труппы оперного театра и СамАрта. Ожидаем много приглашенных художников, театральные и танцевальные постановки.

Детский писатель Денис Либстер вместе с самарскими ребятами сочинил сказку, которая будет представлена в виде спектакля. Мне самой очень интересно посмотреть этот проект.

Будем откапывать местного сказочного динозавра — "Волгозавра". Увидим много необычного.

Я хочу подчеркнуть, что хотя тема фестиваля "Детство", он будет интересен и взрослым, и молодым людям, и детям. Это хорошая возможность качественно провести досуг вместе со своими детьми, что-то сделать руками, что-то посмотреть или послушать, чтобы потом это вместе обсудить или попробовать воспроизвести дома.

Я думаю, что многим родителям не хватает качественного совместного досуга с детьми. Желание прийти домой и поставить мультик, чтобы отдохнуть самому, многим знакомо, но оно осознается как неправильное. "ВолгаФест" — это хорошая возможность здорово провести время вместе с родными.

И конечно же, будет много музыки, много интересных групп, много запоминающихся исполнителей.

— Прекрасный фестиваль искусств "Шостакович. XX век" в прошлом году при фантастической программе и низкой стоимости билетов не собрал аншлаг. Как вы думаете, почему так произошло? И планируется ли что-то изменить в связи с этим при подготовке фестиваля в 2022 году?

— В прошлом году было несколько топовых концертов, которые собрали аншлаг. И, конечно, были концерты для продвинутой и более искушенной публики. Тогда мы рано начали фестиваль, чтобы закончить ко дню рождения Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, которое приходится на 25 сентября. На посещаемости отразилось позднее начало продажи билетов и так называемый эффект 1 сентября, когда многие только вернулись в город и сосредоточились на не самом простом квесте — как отправить детей в школу.

И напомню, что у нас действовало ограничение на 50% посадку в зале. Наша память имеет счастливое свойство быстро забывать все плохое, но тогда требовалось соблюдать "ковидные" нормы. Нам было разрешено при таких громких именах и потрясающей музыкальной программе заполнять только половину зала, что стало серьезным ограничением. 

Сейчас ограничение снято. Учитывая опыт прошлого года, мы открываем фестиваль чуть позже: он пройдет с 23 сентября до 2 октября. Получается, что день рождения Дмитрия Дмитриевича мы  будем отмечать в начале фестиваля.

Программа в этом году очень насыщенная и интересная. Проект будет проходить в двух городах — Самаре и Тольятти. Мы также ждем много приезжих гостей, в том числе европейских исполнителей. Например, итальянская виолончелистка Мириам Пранди выступит вместе с оркестром в Самарской филармонии под руководством нашего нового главного дирижера Филиппо Десси.

В программе выступления музыкантов из других региональных театров. Думаю, что это будет очень ярко. К нам приедет труппа Урал Опера Балет, которая уже выступала на сцене нашего театра, с балетом на музыку Леонида Десятникова. Из Нижнего Новгорода ждем замечательный ансамбль La Voce Strumentale под управлением Дмитрия Синьковского.

На сцене Театра оперы и балета зрителей ждет мелодраматическая постановка с Сергеем Маковецким, основанная на текстах писем Шостаковича к его другу Ивану Соллертинскому — от самых ранних из 20-х годов, где строки полны радости и надежд, до 30-х годов, когда весь ужас происходящего давил на композитора.

Наш Театр оперы и балета готовит премьеру — новую редакцию постановки оперетты "Москва, Черемушки" Шостаковича. В марте театру было присвоено имя Дмитрия Дмитриевича, и очень важно, чтобы все музыкальные и театральные произведения великого композитора появились в нашем репертуаре.

Программа фестиваля состоит из музыкальных произведений Шостаковича и его современников. Вот это погружение в музыку XX века: глубокое, интересное, насыщенное, качественное — это то, на что мы делаем ставку, продвигая фестиваль, как событие всероссийского масштаба.

— Политика невысоких цен на концерты будет сохранена?

— Мы делаем дифференцированные цены. Конечно, на какие-то события цена довольно высокая, и это оправдано. Но мы всегда стараемся предоставить и более доступные билеты, благо наши залы-тысячники, такие как Филармония и Театр оперы и балета,  позволяют нам это делать.

Важно, что все события будут доступны по Пушкинской карте. Мы очень ждем нашу молодежь на этих мероприятиях. Очень важно иметь возможность сходить на событие мирового уровня в своем родном городе.

— Новым директором Самарского Театра драмы станет Сергей Васильевич Филиппов. Почему так долго и с такими трудностями искали человека на эту престижную должность? Какие задачи перед ним ставятся министерством? Когда начнется реконструкция театра?

Должность престижная, но сложная. Директору Театра драмы действительно непросто: здесь труппа звезд с очень богатой историей и, как всегда, таким коллективом очень трудно управлять, тяжело его продвигать к какой-то цели.

Сложилась по ряду субъективных и объективных обстоятельств критическая ситуация, когда театр, к сожалению, стал площадкой для чего угодно, только не для разговоров о творчестве.

К счастью, нашелся такой человек, как Сергей Васильевич Филиппов, который давно работает в области. Он  был знаком и с Вячеславом Алексеевичем Гвоздковым, и с Валерием Викторовичем Гришко, и даже с Петром Львовичем Монастырским. Он понимает традиции театра и знает многих членов труппы. Для нас было очень важно, что он с ними на одной волне, потому что в таком сложном коллективе критически необходимо быть со всеми в конструктивном диалоге. Коллектив его принял, и я надеюсь, что в ближайшем будущем мы увидим развитие театра.

Собственно,  развитие театра — это и есть главная цель, которую я ставлю перед любым директором. Потому что, когда мы застываем на месте и начинаем восхищаться, какие мы прекрасные и замечательные, и какими мы были великими в прошлом, мы  сразу перестаем быть живым творческим коллективом.

У Театра драмы большой потенциал. Сейчас продолжается работа над проектом по его реставрации. Понятно, что это сложная задача и здесь многое зависит от команды театра, от того, как устроен процесс внутри театра, и от того, как он в дальнейшем планирует развиваться. Много факторов сдерживало нас в работе над проектированием и реконструкцией, но я надеюсь, что в ближайшее время мы завершим проект и перейдем к реставрации этого театра.

— Есть представление, где будет работать труппа театра во время реконструкции основного здания?

Где и как будет жить театр во время реконструкции также сильно зависит от худрука, директора и труппы, как и вопрос проектирования. Так как проектирование затянулось, и есть понимание, что вопрос получения средств на реконструкцию театра решится не быстро, мы пока не форсируем тему с временной площадкой.

У нас сейчас в городе на выходе новые площадки. Например, театр юного зрителя "СамАрт" получил прекрасную современную сцену-трансформер в рамках своей реконструкции. Сейчас по нацпроекту строится третья очередь театра, работы должны завершиться в 2024 году, но мы стараемся закончить быстрее.

Для нас очень важно обновление инфраструктуры театров, музеев и остальных культурных институций. Мы активно участвуем в национальном проекте: плотно ведем работу с муниципалитетами, мотивируем подавать заявки, которые подходят под критерии конкурса. Сейчас запущено несколько новых треков по нацпроекту — это реконструкция музеев, реконструкция театров. Мы ждем рассмотрения заявок, и я надеюсь, что уже в следующем году несколько наших музеев получат гранты.

— Один из самых масштабных проектов в Самаре в сфере культуры — реконструкция Музея им. Алабина. Что-то изменилось в этих планах в связи с новой экономической реальностью?

— В Музее Алабина активно идет работа по упаковке фондов и проектированию. Музей должен приступить к реновации в 2023 году и закончить ее за два года, а это очень сжатые сроки.

На прошлой неделе мы встречались с директором и хранителем музея, смотрели как идет упаковка фондов, обсуждали временное размещение коллекций на существующих филиальных площадках — это исторический парк "Россия — моя история", Музей модерна, Дом-музей Ленина, Дом-музей Фрунзе. И конечно же, мы ищем площадку для музея, куда он не только сможет перевести коллекцию, но и где он будет вести публичную деятельность.

Тот результат публичной работы, который показывает Музей Алабина — это успех новой команды музея. Некоторые критики говорят: "Подумаешь, кафе открыли, тоже мне достижение для музея". Но дело не в кафе и в других каких-то маленьких вещах, а в общей атмосфере музея, в темпе, качестве музейных проектов и ориентированности на зрителей.

Когда полтора года назад мы с вами приходили в Музей Алабина, на нас наваливалась вся боль истории и бытия. Туда заходили и испытывали тоску, жалели детей, которых сюда водят классами просто потому, что надо. Сейчас там живое пространство, где приятно находиться и смотреть интересные, хорошо сделанные, выставки.

Всегда есть в чем совершенствоваться, и мы с коллегами постоянно обсуждаем возможности, чтобы сделать музей еще лучше, но тренд на результат очевиден.

Яркий пример "Ночь музеев" в этом году, когда в Музей Алабина пришло 1,5 тысячи человек, хотя в предыдущие годы посетителей было максимум 200-300 человек. Все это показывает результат работы команды. Поэтому важно, когда музей встанет на реновацию, чтобы мы не потеряли этот тренд, сохранили команду и присутствие в культурном пространстве города.

К 1 сентября мы должны увидеть проект. Как только найдем место, куда переедет музей, и у нас появится готовое решение, обязательно его громко анонсируем.

— В этом году впервые прошел "СамФест", в чем-то наследник легендарного "Рока над Волгой". Насколько была успешна подобная практика проведения бесплатного фестиваля на стадионе, с учетом того, что был весьма разножанровый выбор исполнителей? Есть ли шансы, что фестиваль пройдет и в следующем году?

— Фестиваль удался. У него была очень правильная идея — провести конкурс и показать молодых авторов-исполнителей на большой сцене, представить восходящих звезд, которые через несколько лет, я уверена, будут собирать стадионы на сольные концерты.

Важно, что мы сориентировались на многожанровость и пригласили артистов самых разных направлений — чтобы показать универсальность музыки, как языка творчества. Мы сделали такой микс звезд — Бутусов, The Hatters, Олег Митяев, IOWA, Слава Марлоу — и начинающих артистов, для которых выступление стало большим карьерным шагом. Победители этого конкурса получили возможность записать свой альбом и полный пакет профессиональных консультационных услуг.

Для нас было важно провести концерт в День России, и показать всем, в том числе молодым ребятам, что Россия — это действительно страна возможностей. Этот лозунг материализовался в Самаре. Ты можешь играть на сцене, в своей школе, в институте или, может быть, просто на кухне с друзьями, но у тебя есть возможность выступить на стадионе вместе со своими кумирами.

Что касается локации, конечно, когда фестиваль задумывался, мы представляли открытую площадку. Но после начала специальной военной операции было повышенное внимание к требованиям безопасности. "СамФест" планировалось анонсировать самое позднее в апреле, и было решено провести концерт на стадионе, где мы сможем обеспечить безопасность, что для нас всегда в приоритете. 

Концерт получился хороший. Уже есть задумки на следующий год как сделать проект лучше и немножко по-другому, но, в принципе, формат правильный и патриотичный, он попал в сердце момента. Я надеюсь, что история фестиваля продолжится. Мы уже приступили к планированию следующего года. 

— Когда объявили "СамФест", многие начали переживать, что он станет конкурентом Грушинского фестиваля…

— С  прекрасным Грушинским  фестивалем ничто не может конкурировать. В этом году я была на нем в первый раз. Надо сказать, что туда приехало 50 тысяч человек — рекорд за последние 15 лет. Потрясающая атмосфера, когда ты ходишь даже не от сцены к сцене, а скорее от костра к костру, и везде музыка и свои традиции.

Грушинский фестиваль не столько про музыку, сколько про образ жизни — туризм, романтика, песня.

Мы уже начали в этом году подготовку к 50-му юбилейному Грушинскому. Я очень надеюсь, что несмотря на сжатые сроки нам удастся обновить инфраструктуру. И, конечно, мы с организаторами ведем работу по развитию самого фестиваля. Надо понимать, что инфраструктура — это областная задача, а организацией пребывания там туристов — от питания до каких-то санитарных вещей — занимается команда фестиваля, и там есть большое пространство для улучшения.

— В прошлом году заявлялось, что министерство культуры активно работает в направлении "событийный туризм". В связи с тем, что департамент туризма стал отдельным министерством, как-то изменился вектор работы?

— Сейчас мы находимся в таком транзакционном периоде. Пока перешел только министр, а остальные сотрудники все еще работают с нами. Мы помогаем друг другу и сотрудничаем. Единственное, что изменилось, они перестали ходить на наши еженедельные оперативные совещания и планерки. У нас с министром туризма сохранились очень хорошие рабочие контакты: Артур Абдрашитов большой профессионал, здесь мы в одной лодке и работаем над общими целями.

В этом году у нас прошла "Студвесна", что стало грандиозным событием, которое во многом определило наш годовой план. Дальше прошел масштабный "СамФест". Мы постарались в этом году сделать культурный событийный календарь насыщенным. Потому что когда мы говорим про туризм, мы ориентируемся не только на путешественников из других регионов России, но мы рассчитываем, конечно же, на внутренних туристов, на людей, которые ездят по Самарской области. Здесь нам многое удалось. У нас были насыщенными  июнь, июль, август.

Что касается гостей из других регионов, то много туристов приехало на всероссийский Грушинский фестиваль, традиционно ждем много гостей на "ВолгаФест", и продвигаем фестиваль "Шостакович. XX век" как федеральное событие.

— На ваш взгляд, какие самые интересные культурные события региона необходимо посетить в августе? Особенно интересно узнать про события, проходящие не в Самаре, а в области.

— Каждые выходные в Самарской области проходит что-то интересное. На прошлой неделе прошла "Жигулевская вишня" в Ширяево, куда из Самары теперь можно добраться на "Валдае" за 45 минут. В те же дни состоялся областной фестиваль самодеятельных театров "Золотой ключик" в Красноармейском районе, где была заявлена очень интересная программа.

20-21 августа в Сызрани — международный фестиваль духовых инструментов "Серебряные трубы Поволжья" и  городской праздник "Сызранский помидор". Я рада, что в этом году удалось подключить к сотрудничеству президента Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах "Духовое общество" Михаила Аркадьевич Брызгалова.

С 23 по 28 августа на набережной состоится "ВолгаФест", для меня — самый любимый фестиваль.

Если говорить о музыкальной афише, то лето — это прекрасное время ходить на открытые площадки. Классика Open fest традиционно проходит под эгидой Тольяттинской филармонии. Уже 20 лет в Тольятти собираются лучшие молодые музыканты со всей страны на летний сессионный оркестр. В этом году проект поддержан Президентским фондом культурных инициатив и Фондом президентских грантов. В этот раз на фестивале нововведение, помимо классического симфонического оркестра удалось собрать оркестр русских народных инструментов и джазовый оркестр. 

Мы видим потрясающие концерты самых разных направлений. Я недавно была на концерте оркестра русских народных инструментов, и это очень сильный уровень. Было зажигательно, как бывает, когда играют молодые исполнители с потрясающей энергией, которая искупает недочеты открытых площадок, связанные со звуком, с огрехами исполнения. 

— В этом году многие самарские культурные проекты получили гранты от Фонда культурных инициатив и уже активно реализовываются. На какие проекты следует обратить особое внимание?

— В этом году было много важных проектов. Если говорить о выставочных, то можно отметить "Нулевую комнату" в Доме77. Ребята открыли прекрасное выставочное пространство для современного искусства. И что важно, это еще и пространство для сообщества.

Я к ним зашла без предварительной договоренности и для меня было показательно, что в это время там было много ребят из самых разных институций, которые занимаются современным искусством — кураторы, художники, музыканты, представители разных музейно-образовательных программ: все они работали над какими-то проектами. Вот эта точка сборки сообщества, в которой ты можешь не только воспользоваться бесплатным вай-фаем, посидеть и поработать в приятной атмосфере со своим ноутбуком, но и пообщаться с единомышленниками, со специалистами, которые тебе нужны, чтобы реализовать проект  — все это очень ценно.

В Кинеле есть замечательный паблик-арт проект по созданию муралов. В таких районах, где много скучной типовой застройки, это интересно. Паблик-арт оживляет городскую среду, он работает, делает жизнь людей веселее, интереснее и ближе к искусству.

Поддержку Президентского фонда культурных инициатив получили и библиотечные проекты. Это важно особенно для небольших муниципальных институций. Поддержку получили проекты, например, в Кинель-Черкассах, в Чапаевске. При министерстве культуры Самарской области мы создали экспертный совет, который дает рекомендации заявителям как доработать заявки, а также рекомендует (или не рекомендует) мне как министру давать письма поддержки проектам. Это механизм, который помогает нам улучшать качество заявок, подаваемых от региона в президентские фонды и, соответственно, повышать их шансы на успех.

С 19 августа стартует новый специальный конкурс, который будет посвящен патриотическому направлению. На сайте Фонда культурных инициатив России можно посмотреть всю информацию и методические рекомендации к этому конкурсу. Как всегда, мы от министерства культуры дадим экспертную оценку и предоставим письмо поддержки для вашего проекта. Надо пользоваться такой возможностью и получать реальную поддержку для своих идей и проектов.

Последние комментарии

Алекс Ворон 06 декабря 2024 04:11 Что не так с самарскими "шишигами": мнения жителей и экспертов

Полностью с Вами согласен. И про наших "чуднЫх" парламентариев и про "Самарика". Которого впервые слышу.

Алекс Ворон 06 декабря 2024 04:06 Что не так с самарскими "шишигами": мнения жителей и экспертов

Это какой такой "известный персонаж Самарик"? Все свои 40 лет живу в Самаре и впервые слово то такое слышу! Да и звучит стрёмно... А шишиги действительно прикольные.

Nataly Kozlovskaya 05 декабря 2024 12:08 Что не так с самарскими "шишигами": мнения жителей и экспертов

В Самаре в кои-то веки сделали что-то реально крутое. Что вызывает желание приехать в этот город и бродить по улицам в поисках шишиг. Сразу хочется и какую-то сувернирную карту города купить с нанесенными на нее точками, где этих шишиг искать. И потом в каком-то кафе посидеть, замерзнув или устав от поисков. И купить маленькую скульптурку шишиги на память.

Анна Вырина 04 декабря 2024 13:11 Что не так с самарскими "шишигами": мнения жителей и экспертов

А Матвеев с таким комментарием сам не идиот? Пора бы парламентарию уже научиться разговаривать нормально и уважительно. Кто такой Самарик? Ни разу не слышала. Согласна с Арменом Арутюновым. Дайте городу крутое новое развитие. И отстаньте уже от этого милого и интересного проекта!

Дмитрий Лакоценин 04 сентября 2024 05:27 Михаил Матвеев: "На бывшем заводе клапанов нужны полноценные раскопки"

Совершенно справедливо.

Фото на сайте

Все фотогалереи

Новости раздела

Все новости
Архив
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 31
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4