Деревенский отшельник Михаил Гапонов самостоятельно осваивает тонкости живописи, изучает мировое искусство и философию, сочиняет стихи, а на досуге пишет картины в придуманной им технике "кисерели". В ней он воплощает скрытый от человека мир гармонии.
Картины Гапонова, открывающие экспозицию, сразу же озадачивают зрителя неоднозначностью художественного мира. Подпись предупреждает, что это – портрет, однако узнать человеческий образ в соединении линий, сочетании цветов не просто.
Необходимо вдумчивое усиленное всматривание. Но и после него обнаружится неочевидность образа, который в зависимости от угла рассмотрения явит сразу несколько своих ипостасей.
Человек похож на явление природы, природа же предельно очеловечена. Коряга при ближайшем рассмотрении оказывается в немом крике воздевшим руки к небу существом, камень – слушающим (картина так и называется – "Слухач") одному ему ведомый музыкальный мотив в глухой степи.
Впрочем, живопись Гапонова не о "венце творения", поставившем на всем живом и неживом печать своего присутствия, а о тесной взаимосвязи всех явлений этого мира. Но он не всегда их слышит. Поэтому художник принимает на себя роль транслятора высших смыслов, средствами искусства донося их до зрителя.
Неважно, в какой форме – символистской, сюрреалистической или какой-либо другой: Гапонов прекрасно знаком с каждым из направлений, но не ограничивает себя их рамками.
"Я не согласен со Стендалем, сказавшим, что художник – зеркало на дороге истории, - считает автор. – Это не зеркало, не отражатель, а преображатель, показывающий идейный, идеальный мир".
Интересно, что сам Михаил Константинович, долгое время проживший в Украине, живописи специально нигде не обучался. Просто в голодном 1947-м, маленькому Мише за успехи в учебе подарили набор акварельных красок. Впечатлительный мальчик увидел у соседа на стене нарисованного цветными карандашами петуха и, вдохновившись, захотел создать "что-то свое". Писал фантазии, пока не кончились краски. Потом увлечение забросил. В последствии периодически возвращался к своему хобби, постепенно накапливая опыт, обогащаясь им через знакомство с мировым искусством и творя исключительно для себя. За годы напряженного творчества он написал более тысячи картин. Они неоднократно экспонировались на его родине. Их приобретали для частных коллекций ценители искусства из Германии, Польши и Швеции. Но автор никогда не работал на заказ – для него принципиально важным остается выражение собственного "я".
Несколько лет назад Михаил Константинович переехал в поселок Колтубановский в Оренбургской области, где ведет образ жизни отшельника, в одиночестве пишет картины, изучает философию и искусство. При этом считает живопись значимым, но не главным занятием своей жизни.
Для Гапонова первостепенна литература: с 1982 года он пишет книгу "Капля", жанр которой сам определяет как "история моей души". Она является одновременно летописью исторических фактов, философским трактатом, мемуарами, сборником стихов, собранием писем художника и лабораторией новых исследований. В этот же рукописный трактат в качестве иллюстраций Михаил Константинович вклеивает созданные им картины.
Вся эта деятельность Гапонова подчинена единственной основной задаче его жизни – постичь феномен человеческого творчества.
Последние комментарии
Другими словами никто ничего не будет строить. Будут холупы - позор на всю страну. Туристы и гости города просто в ужасе от центра Самары.
"Любовь холоднее смерти", 1969. Режиссер Райнер Вернер Фассбиндер. Фильм "Бассейн" не его авторства! Учите матчасть!
А снести это, уродующее всю округу здание, может дешевле будет??
Полностью с Вами согласен. И про наших "чуднЫх" парламентариев и про "Самарика". Которого впервые слышу.
Это какой такой "известный персонаж Самарик"? Все свои 40 лет живу в Самаре и впервые слово то такое слышу! Да и звучит стрёмно... А шишиги действительно прикольные.