В «Новом пространстве» проходит выставка картин Михаила Гапонова. Деревенский отшельник самостоятельно осваивает тонкости живописи, изучает мировое искусство и философию, сочиняет стихи, а на досуге пишет картины в придуманной им технике «кисерели». В ней он воплощает скрытый от человека мир творчества.
Художник как транслятор
Картины Гапонова, открывающие экспозицию, сразу же озадачивают зрителя неоднозначностью художественного мира. Подпись предупреждает, что это – портрет, однако узнать человеческий образ в соединении линий, сочетании цветов сложно. Необходимо вдумчивое усиленное всматривание. Но и после него обнаружится неочевидность образа, который в зависимости от угла рассмотрения явит сразу несколько своих ипостасей. Человек похож на явление природы, природа же предельно очеловечена. Коряга при ближайшем рассмотрении оказывается существом, в немом крике воздевшим руки к небу, камень – слушающим (картина так и называется – «Слухач») одному ему ведомый музыкальный мотив в глухой степи. Впрочем, живопись Гапонова не о «венце творения», поставившем на всем живом и неживом печать своего присутствия, а о тесной взаимосвязи всех явлений этого мира.
Предельно отчетливо эта связь обнаруживается, по мысли автора, в природе, посылающей человеку сигналы. Но он не всегда их слышит. Поэтому художник принимает на себя роль транслятора высших смыслов, средствами искусства донося их до зрителя. Неважно, в какой форме – символистской, сюрреалистической или какой-либо другой: Гапонов прекрасно знаком с каждым из направлений, но не ограничивает себя их рамками. «Я не согласен со Стендалем, сказавшим, что художник – зеркало на дороге истории, - считает автор. – Это не зеркало, не отражатель, а преображатель, показывающий идейный, идеальный мир».
Интересно, что сам Михаил Гапонов, долгое время проживший на Украине, живописи специально нигде не обучался. Просто в голодном 1947-м маленькому Мише за успехи в учебе подарили набор акварельных красок. Впечатлительный мальчик увидел у соседа на стене нарисованного цветными карандашами петуха и, вдохновившись, захотел создать «что-то свое». Писал фантазии, пока не кончились краски. Потом увлечение забросил. Позже периодически возвращался к своему хобби, постепенно накапливая опыт, обогащаясь им через знакомство с мировым искусством и творя исключительно для себя.
Что такое «кисерель»
Вместе с опытом и неповторимым стилем Михаил Константинович разработал свою технику живописи под названием «кисерель». Она заключается в том, что картины художник пишет акварелью на бумаге, перед началом работы грунтуя их густым киселем с различными добавками (камедью, мукой, мылом). Это позволяет Гапонову создавать богатые цветовые палитры и воплощать с их помощью новые оригинальные сюжеты. Обычно автор создает одновременно несколько работ одной серии. За годы напряженного творчества он написал более тысячи картин. Они неоднократно экспонировались на его родине. Их приобретали для частных коллекций ценители искусства из Германии, Польши и Швеции. Но автор никогда не работал на заказ – для него принципиально важным остается выражение собственного «я».
Несколько лет назад художник переехал в поселок Колтубановский в Оренбургской области, где ведет жизнь отшельника: в одиночестве пишет картины, изучает философию и искусство. При этом считает живопись значимым, но не главным занятием своей жизни. Для Гапонова первостепенна литература: с 1982 года он пишет книгу «Капля», жанр которой сам определяет как «история моей души». Она является одновременно летописью исторических фактов, философским трактатом, мемуарами, сборником стихов, собранием писем художника и лабораторией новых исследований. В этот же рукописный трактат в качестве иллюстраций Михаил Константинович вклеивает созданные им картины.
Вся эта творческая деятельность Гапонова подчинена единственной основной задаче его жизни – постичь феномен человеческого творчества. «Я прочитал всех философов и психологов (от Канта до Выготского), но никто из них до сих пор не ответил на вопрос: почему один человек способен фантазировать, рождать что-то, а другие могут только потреблять или тиражировать, воровать, – признался Михаил Гапонов. – В книге, картинах я тоже пытаюсь на него ответить. Для чего? Хочу, чтобы люди научились видеть душу картины и вообще любого произведения искусства, искали в художнике его мир, а не упрощали его до событийного ряда». Так и не увидел бы самарский зритель мудрого художника и его самобытные картины, если бы арт-директор «Нового пространства» Татьяна Симакова вместе с председателем Самарской областной организации молодых литераторов Денисом Домаревым не приехала к Гапонову в Колтубановский. Мужчина крепкого телосложения с окладистой бородой принял их в большой комнате своей избы, уставленной с пола до потолка множеством всевозможных книг, и с первой минуты очаровал гостей интеллигентностью и природным обаянием. Они уговорили отшельника провести выставку, кстати, первую в России. Да Гапонов особо не сопротивлялся и не скрыл прагматической цели: «Может, картины купят – мне дрова нужны». И хотя на открытие пришло немного публики, вокруг Михаила Константиновича сразу образовалась группа молодых поклонниц. С ними Гапонов охотно порассуждал о терзающих его творческих вопросах.
Источник: www.vkonline.ru
Последние комментарии
Другими словами никто ничего не будет строить. Будут холупы - позор на всю страну. Туристы и гости города просто в ужасе от центра Самары.
"Любовь холоднее смерти", 1969. Режиссер Райнер Вернер Фассбиндер. Фильм "Бассейн" не его авторства! Учите матчасть!
А снести это, уродующее всю округу здание, может дешевле будет??
Полностью с Вами согласен. И про наших "чуднЫх" парламентариев и про "Самарика". Которого впервые слышу.
Это какой такой "известный персонаж Самарик"? Все свои 40 лет живу в Самаре и впервые слово то такое слышу! Да и звучит стрёмно... А шишиги действительно прикольные.