Организаторы и участники международного портфолио-ревю, прошедшего впервые в России, подводят итоги. Собственно, помимо престижных предложений, которые получили в том числе и самарские фотографы от экспертов, результат один — отечественная фотография, наконец, явила себя миру. Жаль, что такого шанса у российских художников прежде не было, с другой стороны, великолепно, что он появился теперь.
С поддержкой Хьюстона
Попытки сделать портфолио-ревю в том формате, в каком оно проводится в мире с 70-х годов прошлого столетия, в России начались еще в 90-х. Но это было неорганизованно и неэффективно. С таким — международным — размахом оно прошло в первый раз, хотя готовилось целых пять лет. Организаторам, искусствоведам и независимым кураторам, не хватало одного — источника финансирования. И деньги нашлись — не у государства или отдельно взятой крупной галереи, а у хозяйки московского центра современной культуры «Гараж» Дарьи Жуковой. На его площадке и открылось портфолио-ревю - совместно с Международным фестивалем фотографии FotoFest в Хьюстоне (США) и под эгидой Фонда «Айрис» и информационного агентства РИА «Новости».
В жюри вошли: президент фестиваля в Хьюстоне FotoFest Фредерик Болдвин, главный редактор журнала Colors и глава отделения фотографии школы Fabrica фонда Benetton Энрико Боссан, исполнительный директор отдела визуальных искусств Kunstlerhaus Bethanien Кристоф Таннерт и российские кураторы портфолио-ревю Евгений Березнер и Ирина Чмырева.
В течение четырехдневного «марафона» 188 из 2400 претендентов со всей России и стран бывшего СНГ смогли показать свои работы 15 российским и 40 иностранным экспертам — кураторам и издателям.
Аванс от ревьюеров
Приглашения из Москвы в Самаре получили четыре автора: Сергей Осьмачкин и его ученики Юлия Зотанина и Павел Куприянов, а также ученица Михаила Мусорина Елена Елеева.
Самым сложным оказался процесс отбора фотографий. Справились. Далее по пунктам. В разделе FAQ на сайте ревю был такой вопрос: «Что принести с собой, помимо работ?» И ответ: «На всех материалах, предназначенных ревьюерам — дисках, открытках, буклетах, должны быть ваше имя и контактная информация». Ведь в ходе 20-минутной сессии, которая отводилась экспертом на каждого участника, предстояло успеть презентовать как можно больше работ. Кто-то ругал, кто-то хвалил... Но, в сущности, оценка была не так важна.
«Одно только то, что молодые фотографы представили свои фотографии здесь, — уже большой аванс, — пояснила Ирина Чмырева. — Они попали в нужное время в нужное место, но многое зависит и от их дальнейшей творческой активности, нужно делать следующие шаги».
«Пирожки», водка и икра
О попадании в мировые тренды у ревьюеров речи даже не шло. По словам Евгения Березнера, организаторам были интересны не «новаторы или более радикальные или актуальные авторы, а талантливые художники», чтобы сохранить абсолютный «плюрализм стилей и направлений». Поэтому важно было определять не тех фотохудожников, которые относятся к доминирующему сейчас направлению, а находить тех, кто в своем направлении наиболее талантлив. Единственные фотографии, которые сразу отбрасывались, — изображения домашних животных, цветов, детей, неинтересные пейзажи, порнография.
Ревьюер Венди Вотрисс на пресс-конференции заявила, что иностранного эксперта легко соблазнить местным сюжетом. «Но отрефлексировать это и подать как некую национальную или региональную особенность под силу немногим», — пояснила она. «Ошеломительная женщина с такими молодыми глазами», как охарактеризовал ее Сергей Осьмачкин. И, в отличие от некоторых других ревьюеров, с «картинками» она «разбиралась» на удивление быстро, одаривая участников исключительно положительными эмоциями.
Но самой, пожалуй, щедрой на впечатления стала «ночь фотографии», когда на длинных белых столах, накрытых белыми скатертями, каждый участник выставил свои работы для кураторов и других авторов. С восьми вечера до полуночи фотохудожники стояли, как за прилавком, со своими «пирожками». Беспрерывное общение, старые и новые знакомства, цвет и монохром, формат и жанр — после такого бдения, конечно, сложно было что-то сразу осмыслить. Абстрагироваться от слишком избыточной информации помогли организаторы. На прощание они устроили банкет, на котором главными угощениями были элитная водка и, без преувеличения, тазики с красной икрой и торчащими в них половниками.
«Отметились» на карте
Московское портфолио-ревю состоялось. Об этом говорит тот факт, что его планируется сделать ежегодным. Если вспомнить, два года назад такое же масштабное национальное событие прошло в Китае. И эксперты открыли столько новых авторов, что Поднебесная, остававшаяся до этого белым пятном на фотографической карте планеты, загремела на весь мир, вызвав настоящий бум.
В «Гараже» Фредерик Болдвин подчеркнул, что в России нет проблемы с отсутствием хороших фотографов, но есть другая — их не знают в мире. Благодаря ревю — узнали. Да и сами россияне, большинство из которых никогда прежде не имели подобного опыта, теперь имеют представление, как, зачем и почему проводятся портфолио-ревю. И оценили, насколько участие в нем престижно.
КОММЕНТАРИИ:
Сергей Осьмачкин, участник проекта:
- Российская фотография, увы, существует в отрыве от всего мира. И не потому, что у нас нет талантливых и интересных авторов или они неинтересны за рубежом, а потому что нет связей. Московское портфолио-ревю стало как раз тем грандиозным событием, которое открыло новые, невероятные возможности для фотохудожников. Сам формат был настолько нестандартным, что многие выставки, форумы, которые устраиваются галеристами, просто померкли на этом фоне. Соотнести ревю такого масштаба по организации, географии, энергетике нельзя больше ни с чем. Неслучайно оно вызвало такой серьезный международный резонанс.
Елена Елеева, участница проекта:
- Порой мнения разных экспертов об одних и тех же работах были абсолютно противоположными, и это, конечно, поражало. Но, в любом случае, каждый сделал для себя творческие открытия. Главный вывод, который вынесла я, — это то, что стрит-фотография в чистом виде сегодня невостребована. Миру нужен проект — мысль, идея, история, а не единичная фотография, какой бы хорошей она ни была. Лично меня очень радует, что российский фотографический рынок буквально ожил. И коммерческая, и рекламная фотография существует. При этом художественные цели остаются. Позиционирование отечественной фотографии изменилось в ходе ревю, я считаю, в корне.
Юлия Зотанина, участница проекта:
- Обе стороны — и портфолио, и ревю — это, прежде всего, рабочий инструмент для фотографического сообщества. Он призван как можно более независимо показать миру отечественную фотографию и помочь нам найти заинтересованных кураторов и издателей. Ревьюеры предложили многое: персональные выставки, публикации в самых известных профильных изданиях, на престижных международных сайтах, сотрудничество с крупными федеральными журналами, галереями. Но, помимо добрых слов и предоставленных шансов, мы получили главное — возможность взглянуть на себя со стороны, поучиться у знаменитых экспертов. Это, безусловно, мощный толчок для дальнейшей творческой реализации.
Источник: www.vkonline.ru
Последние комментарии
Это не театр драмы, а мечеть. Оставили бы как есть.
Другими словами никто ничего не будет строить. Будут холупы - позор на всю страну. Туристы и гости города просто в ужасе от центра Самары.
"Любовь холоднее смерти", 1969. Режиссер Райнер Вернер Фассбиндер. Фильм "Бассейн" не его авторства! Учите матчасть!
А снести это, уродующее всю округу здание, может дешевле будет??
Полностью с Вами согласен. И про наших "чуднЫх" парламентариев и про "Самарика". Которого впервые слышу.