Николай Меркушкин: "Стоимость земли предельно завышена и не дает возможности нормально производить"

Приветственное слово губернатора Самарской области Николая Меркушкина участникам форума "Земля. Недвижимость":

 

- Друзья, коллеги! Вопросы, которые мы будем сегодня рассматривать, для нашей страны, имеющей огромные земельные ресурсы, очень важны. Важными он были во всем времена, и особенно, конечно, последние 10-15 лет, когда идет реформирование земельных отношений. И то, что здесь сегодня собралось столько представителей Поволжья, и не только Поволжья - мы сейчас познакомились и с московскими товарищами, и с Урала, Сибири, - говорит о том, что очень многих этот вопрос интересует, волнует: как лучше использовать земельные ресурсы в нашей стране.

Конечно, пока это остается проблемой в плане вовлечения этих ресурсов в рыночный механизм, правильного соотношения с действующим законодательством, которое мы имеем. Может быть, оно не совсем совершенно. Как организовать оборот земель, но самое главное - как правильно использовать на благо общества, детей, на пользу государству. К сожалению, здесь у нас много проблем. По-разному складываются ситуации в регионах. Есть регионы, которые имеют меньше проблем, используют достаточно эффективно земельные ресурсы в разных видах деятельности.

Я не знаю, есть ли здесь представители Белгородской области, мне пришлось лет 10 назад изучать их опыт социального жилищного строительства. И как они уже на том этапе работали с землей - создавали земельный банк огромный, и как удалось им построить на том этапе и сейчас очень много жилья, в основном коттеджного типа, и еще раз скажу, как они грамотно работали с земельными ресурсами, с тем чтобы обеспечить людей доступным жильем. И это единственный регион на то время в стране, единственный, кроме, наверное, Москвы, который увеличивал численность населения. Все остальные население теряли, а они, начиная с 1995-96 гг. имели приток населения. И очень грамотно в том числе используя землю, строили очень много доступного коттеджного жилья.

У нас достаточно проблем с землей сельскохозяйственного назначения. К сожалению, может быть, мы этому вопросу уделяем не так много внимания в стране, больше у нас, может быть, проблем в черте крупных городов, где нет практически земель, и мы не можем выполнить ни законодательство, ни указы президента по обеспечению жильем даже многодетных семей. Очень многие города, в том числе и Самара, этого сделать не могут, да и Тольятти пока не может этого сделать так, как требуется по закону.

Ну а если брать земли сельхозназначения, то, конечно, на мой взгляд, в том числе и в Самарской области, да и не только в Самарской области, очень много проблем. Многие земли не работают, значительные части этих земель используются в спекулятивных целях. Я вспоминаю Госсовет, когда принимался закон окончательный, это был 2003 год. Очень долго обсуждали - принимать или не принимать свободную куплю сельхозземель. Тогда в итоге Путин на Госсовете, рассматривая вопрос, сказал: "Мы отдадим это вам, губернаторам. Вы будете это регулировать окончательно, вы будете определять, но с одним условием: если земля сельскохозяйственная превратится в предмет спекулятивных отношений, то я с таким губернатором работать не буду".

К сожалению, не везде у нас сельхозземля стала работать по тому назначению, которое было определено. И цена ее в разных местах разная. Есть регионы, где эта земля выдает продукта с гектара в четыре-пять раз больше. В итоге на земле получается добавленная стоимость в четыре-пять раз больше, а сложившаяся розничная цена в шесть-восемь раз меньше условно другого региона. И это связано только с одним: потому что та же сельхозземля во многом приобретается и используется только в спекулятивных целях.

Определена условная планка, установленная монополистами, купившими огромные объемы земли. Таким образом, установилась та цена,  по которой крестьянин, желающий работать на земле, практически работать не может. Да и не только крестьянин. Даже крупный холдинг по таким ценам не сможет взять такое обременение на себя, для того чтобы нормально развиваться. И, к сожалению, во всей Самарской области сотни, тысячи гектаров земли находятся в таком состоянии. То есть вроде бы есть хозяин, но земля не работает. Стоимость земли - предельно завышенная, которая не дает возможности нормально человеку производить продукцию на этой земле.

Когда-то и покупалась земля с условием, что все равно можно будет ее продать или переделать под другие виды использования. И во многом на это ориентируются сегодня отдельные категории граждан. Понятно, что тут могут быть свои особенности: есть добыча нефти, есть много трубопроводов, газопроводы... Естественно, это тоже имеет определенное значение.

По земле сельхозназначения на последнем президиуме, который проводил Владимир Владимирович Путин в октябре или ноябре прошлого года, ставился вопрос, что следует уйти от категорийности земли. На мой взгляд, пока уходить от категорийности земли рано, пока не сформируются полноценные собственники и шаг за шагом все, может быть, встанет на свои места.

А те проблемы, которые мы имеем, к сожалению, здесь в области, мы не можем очень часто решить, к примеру, провести газопровод... Вот сейчас в Самару идет поставка газа по трубе, которой более 60 лет. То есть у нее уже полный износ, одна из самых, пожалуй, старых по времени труб, которая поставляет городу газ. Мы не можем сейчас ее провести, потому что есть купленная земля сельхозназначения, она не используется по назначению, но владельцы ждут, когда пойдет эта труба. Газпром уже 1,5-2 года не может найти решения этого вопроса. Решение этого вопроса для Газпрома ни в какие параметры нормальные не вписывается. Те же самые проблемы мы часто имеем с землей, когда речь касается добычи нефти.

Вот сейчас мы отрегулировали, приняли закон в Самарской области осенью прошлого года, определили единую начальную стоимость аренды земли. Но, тем не менее появляются факты, когда нам приходится вмешиваться, помогать решать эту проблему - ведь она мешает области серьезно двигаться вперед.

Поэтому опыт решения подобных вопросов разный. Есть опыт, я знаю, у Татарстана. Еще когда Татарстан готовился к празднованию 1000-летия Казани. В городе решались вопросы не только с землей, решались и вопросы с недвижимостью, с ветхой недвижимостью, с ветхим жильем. Они принимали свои законы, и они, на мой взгляд, очень правильно, оперативно, быстро решили очень многие проблемы, которые стояли на том этапе в городе.

Если, например, взять сегодня Самару, то подобные вопросы сегодня у нас во весь рост стоят. Мы видим в центре ветхие, во многих случаях перекошенные, с забитыми окнами строения, они ни туда, ни сюда не двигаются. Так что вот потребности одни, возможности удовлетворить эти потребности другие, и вопрос не решается. От этого страдают люди, которые живут в городе, страдает имидж города, ну и многое-многое другое.

Поэтому правительству, министерству имущественных и земельных отношений  Самарской области за инициативу проведения форума хочу выразить при всех благодарность. За то, что проявлена инициатива собраться в таком составе, обсудить эту тему, определиться, может быть, по некоторым наиболее ярко выраженным и острым проблемам, обсудить пути разрешения их, послушать друг друга. Очень важно поделиться опытом.

Еще раз хочу сказать: тема на сегодня очень острая, и со временем она будет одной из основных в нашей стране. Земель много, важно знать, как правильно их использовать, насколько они должны работать на человека, на общество, на государство. Эта тема будет стоять перед нашей страной, наверное, всегда, и на каждом этапе будут свои проблемы, свои задачи.

20-25 лет назад отношения были такие: есть подразделение, которое в органах власти почти никто не знал, и руководитель, который занимался землеустройством, - это, как правило, фигура полутехническая была, я имею в виду советское время. Поэтому опыта у нас такого, сложившегося десятилетиями или сотнями лет, который есть в других странах мира, - такого опыта у нас нет. Потому что мы разрушали, как правило, до основания, а потом начинали с чистого листа, и это, может быть, наша главная беда. И здесь придется изучать опыт западных стран.         

И, естественно, собственный опыт, и идти шаг за шагом. Законодательство, в том числе я посмотрел последние документы, которые готовились на президиум Госсовета, - конечно, есть там в некой мере попытка побыстрее прийти к западным образцам. Здесь тоже, я хотел бы сказать, не всегда, когда мы пытаемся скопировать, у нас работает так, как на Западе.
К сожалению, на мой взгляд допущена ошибка в том числе и по сельхозтоваропроизводителям, работающим на земле. Правительство, Министерство сельского хозяйства приняли решение дотировать хозяйства в пересчете на гектар пашни, но мы, страна наша, сельхозтоваропроизводитель к этому пока не готовы.
Наша страна страдает от того, что мы производим очень мало продукции животноводства, очень мало, а насколько известно, зерно мы экспортируем. И, казалось, мы об этом говорим с такой гордостью: мы 15-23 млн т продали зерна. Но мясо крупного рогатого скота, мясо птицы, свинина и другие виды, молочные продукты, сыры - более 50% сыров - и т.д. завозятся из-за рубежа.
Для того чтобы эту продукцию произвести здесь, создать рабочие места, надо примерно 45-50 млн т дополнительно зерна. Мы, казалось бы, экспортируем, но мы экспортируем сырье, как нефть, например, экспортируем. А оттуда часто бензин берем, то же самое зерно как сырье, первичное зерно мы экспортируем, а оттуда везем продукт переработки.
Если переделать молочный продукт условно в сыр или в творог, то это создает от шести до восьми дополнительных рабочих мест. Мы вот эти вот шесть-восемь рабочих мест отдаем туда и привозим продукцию сюда, а дотировать стали гектар пашни, т.е. тот, который производит зерно. И более того, без учета, как эта земля используется: ты получаешь на этой земле с одинаковой балльностью 15 ц или 55 ц - тебе идет одинаковая сумма.
Это, конечно, огромная ошибка на этом этапе развития, в том числе и сельскохозяйственного производства, и использования земель сельхозназначения. Первое надо было увязать с итогами, я имею в виду с результатами работы: тот, который 55 ц с га получает, намного больше тратит. То есть затраты дополнительные, там и наука работает, это везде требует дополнительных затрат. И тот, кто ничего не делает, получает одно и то же практически. Ничего не делай и получай 15 ц. Но у нас обязательно будут люди, которые вообще ничего не делают, т.е. земля будет непаханная, не будут пахать и не будут сеять и еще будут получать за это с государства деньги определенные.
И мы видим на рынке сельхозземель оживление, видимо, здесь поняли, что можно купить и получать дотации, платить налоги с этих дотаций и зарабатывать на этом. То есть это снова зарабатывание не трудом, умом, талантом, а вот теми вещами - неотработанными, неотрегулированными. Может быть, люди, которые это делали, немножко оторваны от реальной жизни, от реальной практики, но зато есть это на Западе, есть в Европе, вот мы пойдем так, как делает Европа.
А если посмотреть по Европе, то там много очень тех тонкостей, где уже вопрос, связанный с животноводством, или еще что-то там полное перепроизводство. У них, наоборот, идет сейчас сокращение. Там санитарные разрывы, там целые комплексы - свинокомплексы, птицекомплексы - попадают под ликвидацию для того, чтобы сохранить экологию, иметь соответствующие санитарные разрывы не между комплексами, а санитарные разрывы для того, чтобы в атмосфере для людей проживающих нормальные были условия.
Поэтому хотелось бы, чтобы у нас пошел разговор больше, может быть, не по теме, как доминирует западный и что нам изобретать ничего не надо, мы очень быстро может решить все проблемы, как решили там. К сожалению, мы это проходили в начале 90-х, и мы помним выражение Виктора Степановича Черномырдина "хотели как лучше, а получилось как всегда". И более того, не только как всегда.
Мы помним, как принимался закон о местном самоуправлении в 1993 году. У нас должно было заработать полностью местное самоуправление. Потом прошло 10 лет, этот закон полностью изменили. В 2003-м 131-й ввели новый закон о местном самоуправлении. К сожалению, этот закон, в 2003-м принятый, до конца не работает, потому что мы пока не ко всему готовы, к тому, чтобы эти механизмы заработали, сами люди, самое главное, живущие там, с пониманием к этому отнеслись и были бы активными участниками этого процесса. Ну, функционирование местного сообщества - местное сообщество мы дробим, а пытаемся усилить местное самоуправление, когда мы оттуда и образование вытаскиваем, и здравоохранение вытаскиваем, централизуем все и даже клуб уже повесили не на местное самоуправление.
А мы хотим, чтобы там было местное самоуправление, но там нет местного сообщества. Нет местного сообщества - не может быть нормального местного самоуправления, управлять по большому счету некем. Интересы совершенно разные у людей, и они на другие совершенно вертикали нанизаны. Значит, разные категории там: учительство условно в поселке, оно всегда в область, здравоохранение - в область, культура - в район. И получается, что остается? В том или ином поселке, кроме жилищно-коммунального хозяйства, и то по области, у нас многие вещи взял СамРЭК, т.е. организация государственная, областная. И много достаточно таких вопросов в земельных отношениях.
Поэтому лучше поделиться опытом, как решают ту или иную проблему, и, может быть, вы выработаете предложения, в том числе и мы как руководители регионов будем пытаться эти предложения, рекомендации активно продвигать в Москве для того, чтобы земля использовалась лучше, в интересах людей, в интересах государства. И был в том числе контроль государственный более эффективен.
Те же случаи, что я встретил в Самарской области, где земля сельхозназначения не используется по назначению, когда проходит это время, когда можно закон рассмотреть и перевод к другому собственнику, перепродают за несколько месяцев другому - снова три года, и перепродают снова. Это, конечно, в любом случае понятно, это попытка использовать ресурсы, еще раз хочу сказать, только в спекулятивных целях.
А тогда, когда принималось это решение, я был не только свидетелем, а очень активным участником, в течение где-то шести-семи лет этот закон несколько раз пересматривался. Мы голосовали по землям сельхозназначения, по обороту земель, по купле-продаже, и условием была гарантия, что в стране не будет допущена спекуляция землями сельхозназначения. К сожалению, еще раз хочу сказать, не везде этого добились.
Тогда был очень яркий пример - вы видите сегодня, как люди относятся к тому, к той приватизации первой волны. Сейчас уже более 85% людей считают - более 85% людей, опросы показывают, - что приватизация была сделана несправедливо. То есть чековая приватизация, когда раздавали чеки и потом, когда чеки - ваучеры я имею в виду - спокойно ходили и друг у друга покупали, когда неграмотный народ на рынке за бутылку продавал, да, значит, понятно, что в итоге, когда через 5, 7, 10 15 лет начинает осмысливать такое количество людей, такой процент считает, что это сделано неправильно и собственники наши основные, скажем, взращены на не той основе. А это всегда опасно. Всегда опасно для общества, это может привести к любому результату, это может привести и к смене строя, и что угодно, и снова до основания, и потом снова с чистого листа, затем это может происходить без конца.
И вот тогда обсуждали где-то шесть-семь лет очень подробно закон о земле, приводились эти примеры, эти ваучеры, что если вот будут, то паи селян могут оказаться теми же... И точно, и здесь есть примеры, когда паи купили за одну сумму, да, а сейчас продают в 70 раз дороже. Да, казалось бы, мы можем сказать "рынок", но это не рынок, это оттого что мы отдали неподготовленному человеку, до конца неподготовленному человеку то, к чему он относился раньше как к государственному. С ходу скачков каких-то не бывает.
Вот в той же Самарской области по поводу грамотности населения хочу сказать… Вот жилье для ветеранов, участников войны, вот представители Татарстана сидят, я тут каждый день почти привожу в пример: Татарстан обеспечил жильем участников и ветеранов войны - уже 23 тыс. человек. Самарская область обеспечила 2,5 тыс. человек.
     

Последние комментарии

Анатолий Илларионов 03 мая 2025 08:18 "Дом промышленности" хотят вернуть региону

С одной стороны в Самаре очень мало оригинальных зданий, а с другой - сданием начали заниматься, когда оно почит разрушено и почти ничего не стоит и требует огромных денег для восстановления. Как идея, у нас есть филиал Третьяковки, но есть ещё Эрмитаж с бесконечным количеством экспонатов в запасниках. Идеально было бы сделать из здания филиал Эрмитажа, например. На Третьяковку деньги получили, почему бы и здесь государству не поучаствовать

Аркадий Галицын 16 апреля 2025 11:55 Стало известно, как планируют организовать застройку центра Самары

Другими словами никто ничего не будет строить. Будут холупы - позор на всю страну. Туристы и гости города просто в ужасе от центра Самары.

Аркадий Галицын 16 апреля 2025 11:52 "По площадке на ГПЗ-4 есть вопросы": советник губернатора - о строительстве небоскребов в Самаре

Чем ближе к центру, тем меньше нагрузки на дороги, т.к. меньше плечо. Там до центра даже пешком не далеко. А из города-сада точно через весь город ездить, перегружать инфраструктуру. Да и кому там нужно будет дорогое жильё. Место самое удачное для Сити.

Игорь Попов 14 апреля 2025 09:58 В музее Рязанова пройдут медиация и лекция по сохранению культурного наследия

"Любовь холоднее смерти", 1969. Режиссер Райнер Вернер Фассбиндер. Фильм "Бассейн" не его авторства! Учите матчасть!

Аркадий Галицын 11 апреля 2025 12:16 В Самаре собираются ограничить высотную застройку

Кому-то больше заняться нечем, кроме как вредительством застройщикам. К нам итак никто не идёт особо.

Фото на сайте

Все фотогалереи

Новости

Все новости
Архив
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 1 2 3