Создать профессиональную полицию - такую цель перед правоохранителями страны поставили еще в 2009 году, начав широкомасштабную реформу МВД. И, пожалуй, одной из наиболее актуальных задач ведомства стала чистка рядов от сотрудников, предающих интересы службы. И хотя дело это непростое, уже в 2010 году количество коррупционных преступлений, совершенных силовиками, сократилось вдвое. О последних результатах этой работы ВН рассказал начальник оперативно-розыскной части собственной безопасности ГУ МВД России по Самарской области Олег Федьков.
- Сколько фактов коррупции среди сотрудников органов внутренних дел выявлено в этом году?
- В общей сложности 23 факта, из которых 18 выявлено нами. Как правило, сотрудников уличали во взяточничестве, мошенничестве, служебном подлоге и других преступлениях, совершенных из корысти и с использованием своего служебного положения. В основном, нарушители проходили службу в ГИБДД и уголовном розыске.
Но нужно понимать, что если с начала реформы МВД произошел резкий скачок вниз (число коррупционеров снизилось вдвое), то в последние годы эта цифра находится примерно на одном уровне. Например, ежегодно выявляется 25-30 коррупционных правонарушений, за которые грозит уголовная ответственность. И каждое уголовное дело, возбужденное в отношении полицейского, рассматривается как чрезвычайное происшествие.
Поэтому при проведении служебных проверок в таких случаях обязательно дается оценка роли руководителя в профилактической работе с личным составом. Сотрудников, нарушивших закон, увольняют. Принимаются меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению преступления. Чтобы не допускать подобных ситуаций, много внимания уделяется именно профилактике преступности среди полицейских.
Разговоры "по душам" здесь не помогают: очень сложно привить моральные ценности человеку, который уже состоялся. Его воспитывали семья, школа, университет и само общество. Поэтому для тех, кто совершил мелкие нарушения, применяются дисциплинарные наказания.
С начала года по нашим материалам было привлечено уже 310 сотрудников, из них 127 - руководители. В большинстве случаев такая мера помогает предотвратить рецидивы и не допустить более тяжкие преступления. Люди либо понимают, что попали под пристальное внимание, и у них что-то меняется в сознании, либо увольняются из органов внутренних дел.
- Расскажите о конкретных случаях, когда полицейские становились преступниками.
- Эти случаи широко известны, в том числе и общественности. Их никто не скрывает. Одним из самых резонансных уголовных дел стало раскрытие преступления, совершенного сейчас уже бывшим начальником отделения по противодействию незаконному обороту наркотиков отдела полиции № 4 (Октябрьский район) МВД России по Самаре Павлом Полуниным.
В ходе оперативно-розыскных мероприятий мы получили информацию, что Полунин использует свое служебное положение в корыстных целях. Удалось установить, что он вместе с соучастниками требовал от лица, якобы причастного к сбыту наркотиков, взятку в размере 150 тысяч рублей. За это он обещал фигуранту не привлекать его к уголовной ответственности. Деньги злоумышленник собирался получить через посредников.
При их задержании один из сотрудников нашего подразделения Павел Пугачев получил множественные огнестрельные ранения, но преступники все равно были обезврежены. И в марте этого года Кировский районный суд признал Полунина виновным в получении взятки и назначил ему штраф в размере 10,5 миллиона рублей.
Не ушли от правосудия и подельники бывшего полицейского. Один из них получил 3,5 года в колонии общего режима и штраф в 9 миллионов рублей, а второго приговорили только к штрафу в 5 миллионов 250 тысяч рублей. Еще одна история, которая запомнилась мне, имеет отношение к отделу полиции № 24 УМВД России по Тольятти. Там сотрудники уголовного розыска Алексей Лямаев и Максим Шустов вымогали у гражданина 20 тысяч рублей за непривлечение его к уголовной ответственности за грабеж, однако были разоблачены и предстали перед судом.
- А приходилось ли сотрудникам вашего подразделения сталкиваться с клеветой, защищать свою честь и достоинство?
- Когда заговорили о необходимости реформы МВД, эту шумиху некоторые лица захотели использовать, чтобы уйти от ответственности. Например, задержали гражданина (назовем его Петров), у которого полицейские нашли наркотики. А он пишет заявление, что наркотики ему подбросили все те же силовики, а потом еще и избили в кабинете, заставляя дать признательные показания. Мы начинаем комплекс оперативных мероприятий: опрашиваем задержанного, свидетелей, сотрудника и так далее. Информация не подтверждается.
И хотя полицейский в итоге оправдан, у него запускается механизм самосохранения. Представьте: ты считаешь себя нормальным человеком, хорошо выполняешь свою работу, а тут тебя вызывают в подразделение собственной безопасности, в Следственный комитет и начинают допрашивать, избивал ты кого-то или нет. Это очень неприятная ситуация.
К тому же, на все эти разбирательства уходит много времени, дело раскрывается уже не так оперативно. И в следующий раз сотрудник подумает: "И пусть хулиганят, пусть нарушают, не буду задерживать, зато потом ко мне не возникнет никаких вопросов".
- Но, может быть, все же есть механизмы, позволяющие отсеивать клеветнические заявления на полицейских?
- К сожалению, нет. Законодательно закреплено, что гражданин имеет право произвести в любой форме свое волеизъявление и пожаловаться. Но мы всегда защищаем честь и достоинство своего сотрудника в суде, если смогли доказать, что он чист перед законом. Три иска в этом году уже выиграны, на граждан и организации наложены денежные штрафы.
- Можете привести конкретный пример, когда на сотрудника внутренних дел возводили неоправданный поклеп?
- Да, была серьезная оперативная разработка в отношении группы лиц. Пока дело все еще расследуется, поэтому не могу раскрыть, кто они и в чем обвиняются. Так вот, члены организованной преступной группы всеми силами пытались противодействовать силовым структурам: подобрали несколько лжесвидетелей, которые должны были дать показания, что сотрудник полиции, ведущий разработку, вымогает взятку.
Мы провели ряд оперативных мероприятий, выяснили, что информация не соответствует действительности, и приняли контрмеры. После этого доносчики признались в клевете. Правда, с условием, что за это привлекаться к ответственности не будут. Но этот факт присоединили к доказательной базе по преступной деятельности группы.
- А каково соотношение таких недостоверных заявлений и тех, где полицейский действительно совершил преступление?
- За 11 месяцев к нам поступило 980 жалоб на противоправные действия сотрудников органов внутренних дел, 92 жалобы содержали информацию о коррупции в рядах полицейских, и из них только в 15 случаях информация получила хотя бы частичное подтверждение.
Часто подобные заявления пишут для того, чтобы уйти от уголовной или административной ответственности. То время, которое тратится на проверку сотрудника, злоумышленники используют в своих интересах.
- Как вы думаете, сколько времени потребуется, чтобы превратить действующую полицию в тот образец профессионализма и честности, который предполагает реформа МВД?
- Я думаю, не одно десятилетие. Дело в том, что МВД - это часть нашего общества и отдельно от него развиваться не может. В полицию не приходят сотрудники из космоса, все они - выходцы из той среды, в которой мы живем. И чтобы их менталитет перестроить на определенный мотив, нужно очень много времени. Не бывает, что человек приходит в полицию и тут же становится идеальным сотрудником. То, что в него заложило общество, будет или прогрессировать, или деформироваться.
Возьмем в качестве примера царскую Россию, в которой существовали кадетские корпуса. В них с детских лет воспитывались будущие офицеры. Это была элита общества. Человек знал, кого и что он должен защищать. Сейчас такое чувство долга, достоинства и патриотизма есть, к сожалению, не у всех.
В понятие офицерства вложен глубокий смысл, который многим в наше время неясен. Но, возможно, ситуация вскоре изменится. В Самарской области начинает возрождаться кадетство: в будущем году откроется корпус на базе высшей школы милиции в поселке Управленческий.
Последние комментарии
Угон, сопротивление полиции, порча имущества - 1 год условно, человек-то неплохой.
Кто же такие заголовки придумывает?
И зачем место поганить, как Стенька Разин с княжной и тишь да благодать.
Дурак он и в Африке дурак... 😁😁😁
то крокуса то корпуса в билютенях на прием врача...