На минувшей неделе определился состав претендентов на пост мэра Самары. Участие в выборной кампании продолжат четыре кандидата. Эксперты выделяют среди них лидеров — действующего мэра Виктора Тархова и министра природопользования Дмитрия Азарова, между которыми и поляризовалась избирательная кампания.
Как с листа
Самарская городская избирательная комиссия зарегистрировала четырех кандидатов, которые продолжат борьбу за пост мэра Самары. Все они являются представителями политических партий. Это министр природопользования Дмитрий Азаров (Единая Россия), действующий мэр Самары Виктор Тархов (Справедливая Россия), депутат Госдумы РФ Юрий Коган (ЛДПР) и председатель реготделения партии «Патриоты России» Валерий Синцов.
Остальным четырем кандидатам-самовыдвиженцам: депутату губернской думы Михаилу Матвееву, спикеру городской думы Виталию Ильину, депутату городской думы Алексею Офицерову и лидеру незарегистрированной партии «Воля» Светлане Пеуновой в регистрации было отказано по одной и той же причине — собранные ими подписи были оформлены с нарушениями. «Закон Самарской области «О выборах главы муниципального образования» четко определяет форму подписного листа. В документах, представленных четырьмя самовыдвиженцами не было строчной и подстрочной информации о самих кандидатах. Отсутствовала графа о непогашенной судимости. «Есть устойчивая практика как Верховного суда РФ, так и судов субъектов РФ, согласно которой кандидаты, нарушившие форму, до выборов не допускаются», - разъяснил зампредседателя горизбиркома Алексей Солдатов. Кроме того, как сказала председатель горизбиркома Ольга Артамонова, у Матвеева, Офицерова и Ильина было обнаружено более 10% недействительных подписей - они представили подписантов, которые не проживают по указанным адресам, либо их паспортные данные не соответствуют действительности. Были обнаружены в подписных листах и «мертвые души».
Экспертов удивил тот факт, что такие опытные политики, как, к примеру, Михаил Матвеев и Виталий Ильин, прошедшие горнило не одной выборной кампании, могли допустить столь банальные ошибки. Часть наблюдателей склоняется к мнению, что у некоторых из них подобные «пробелы» в документах могли быть допущены не случайно. «Матвеев участвовал в этой кампании ради собственной раскрутки, и то, что случилось - для него очень выгодная позиция. Можно теперь подавать себя как жертву. Это лучше, чем получить на выборах позорящие его 6-7%», - рассуждает социолог Евгений Молевич.
Совокупный отход
Все четверо незарегистрированных кандидатов заявили о намерении оспорить решение горизбиркома в суде и вышестоящих инстанциях. Наблюдатели не исключают, что они попытаются поднять протестные настроения в городе, но отмечают, что вряд ли такая тактика имеет шансы на успех. «Отказ в регистрации этих кандидатов не вызвал серьезных протестов в городе», - констатирует политолог Андрей Перла. «Протестные настроения в Самаре не столь высоки, и такое событие, как отказ в регистрации кандидатам, не является фитилем, поджег которого мог бы взорвать обстановку», - приводит образное сравнение депутат гордумы Сергей Богданов. С ним солидарен и депутат Госдумы РФ Александр Хинштейн, который не считает самовыдвиженцев, получивших отказ, спичками, которые могли бы накалить обстановку.
Слабо эксперты верят и в то, что совокупный рейтинг незарегистрированных кандидатов позволит им сформировать мощное протестное голосование в Самаре. Для начала, отмечают они, им надо было бы объединиться, причем, задолго до начала кампании, либо же попасть под патронаж основного соперника Дмитрия Азарова — Виктора Тархова. По словам председателя Фонда социальных исследований Владимира Звоновского, на 2 сентября совокупный рейтинг четырех незарегистрированных кандидатов, согласно результатам проекта «Народный мэр», составлял не более 6%: 3 % у Матвеева, 2% - у Ильина, 1% - у Пеуновой, и менее 1% - у Офицерова. Другие эксперты называют цифру в 10%, просчитывая суммарный рейтинг этих политиков, и говорят о том, что при условии их неучастия в кампании эти 10% вряд ли превратятся в протестные голоса. «Я думаю, что голоса людей, которые планировали поддержать этих самовыдвиженцев, распределятся между другими зарегистрированными кандидатами», - предполагает Валерий Троян. При этом какому-либо одному претенденту на пост мэра эти голоса, констатируют эксперты, отойти не могут. «Когда, к примеру, Матвеев перестал быть кандидатом, а стал лишь воспоминанием, у его электората могли появиться другие предпочтения. Эти четыре самовыдвиженца при определенных обстоятельствах могли аккумулировать довольно серьезные электоральные ресурсы, но когда началась серьезная кампания, Самара начала поляризоваться между Тарховым и Азаровым, и места для других на этом поле уже нет», - полагает Андрей Перла.
Увольнительные ожидания
В условиях, когда расклад сил окончательно прояснился, особенно актуальным становится вопрос, на какие ресурсы могут опираться участники выборной кампании за месяц до ее окончания. Представители партии власти не раз подчеркивали, что чувствуют себя в непривычной роли оппозиции в Самаре, возглавляемой мэром-справороссом, и не имеют здесь административных рычагов. Эти рычаги были в руках Виктора Тархова, однако за месяц до выборов он начал принимать хаотичные кадровые решения по замене ключевых фигур в мэрии на людей, по его мнению, более преданных. Впрочем, таким действиями, по мнению замсекретаря регполисовета «ЕР» Александра Фетисова, мэр, прежде всего ослабляет себя. На этой неделе к фактически отправленным на «заслуженный отдых» первому вице-мэру Сергею Арсентьеву и вице-мэру Екатерине Горбуновой присоединился руководитель департамента по строительству Александр Бурнаев. Он, как и вышеупомянутые заместители Виктора Тархова, находится в отпуске до 10 октября в связи с участием в выборах депутатов городской думы. Однако это не помешало Тархову заменить Бурнаева на главного архитектора Самары Андрея Смирнова с приставкой и.о., с которым находится в давних дружественных отношениях. Источники в мэрии логически объяснить принятое Тарховым решение не могут.
Кадровые изменения, касающихся первых руководителей мэрии, отражаются и на настроениях подотчетных им муниципальных служащих, которые не исключают, что их также могут отправить в отставку. Больше всего волнений сейчас наблюдается в среде работников бюджетной сферы, где негласно обсуждают возможное увольнения ряда работников высшего звена. По этой причине на минувшей неделе с обращением к ним в своем блоге обратился Дмитрий Азаров, который призвал не бояться "охоты на ведьм" в случае смены мэра города. «То, что происходит сейчас в системе городского управления – недопустимо. Не понимал и не пойму никогда такого: если ты пустил в больницу или в школу Азарова, значит, не достоин занимать руководящий пост. Главные врачи, директора школ, их руководители подвергаются самым настоящим репрессиям. Такие вещи вызывают у меня искреннее возмущение", - заявил Азаров. Эксперты считают, что подобным обращением министр подал направляющий сигнал муниципальным служащим. Именно на их ресурс в день голосования надеялся опереться Виктор Тархов. Теперь же, с учетом кадровой чехарды, устроенной мэром города, бюджетники, вероятнее всего, выберут скорее уверенность в сохранении рабочего места при новом руководителе, чем страх потерять это место при руководителе нынешнем.
Источник: газета "Время", 13 сентября.
Последние комментарии
Ещё горячая точка это ЖК Фаворит, школа 124 которая в 50 метрах к данному ЖК не относится по решению бывшего мэра. Помимо этого Рядом с ЖК есть большая территория где необходимо сделать сквер,инициативной группой дома был разработан макет сквера, но наши попытки пройти на инициативу в администрации промышленного района уперлись в ограничения и непонимание со стороны людей принимающих решение.
только в России пров***шийся чиновник, открыто попирающий права и интересы сограждан, становится уполномоченным по правам человека
Рудаков вполне сможет потянуть мэра
Не в свои сани не садись. Еще бы работал.
Предлагаю сделать Азарова почетным гражданином за выдающийся вклад в развитие Самары и области и сделать пожизненным сенатором с передачей этого права по наследству с выплатой ежемесячногр вознаграждения за великие труды. Столько сделал, что и неназовешь ни сразу, ни потом.