Данила ДАВЫДОВ: «Мы живем в эпоху преодоления постмодернизма»

В «Арт-пропаганде» с поэтическим вечером выступил автор стихов, литературный критик, лауреат премии «Дебют», член жюри премии Андрея Белого, корреспондент газеты «Книжное обозрение» Данила Давыдов. Он рассказал о тенденциях в современной мировой поэзии и о том, какое место в ней занимает творчество самарских авторов.

Данила Давыдов, литературный критик. Данила Давыдов, литературный критик.
Фото:

- Почему вы уделили так мало внимания самарской публике? 
- Изначально мне предлагали провести свой литературный вечер, но я посчитал, что будет намного интереснее выступить вместе с самарскими друзьями, которых я давно знаю и люблю.
- Посещение города вы начали с визита в книжные магазины. Вы всегда с этого начинаете свой визит? 
- Книжные мальчики не могут не шарить по книжным полкам. К тому же, «гнилая интеллигенция» воспроизводится генетически. Хотя мои папа с мамой - режиссеры театра и кино, от них при общей нелюбви к этим видам искусств, у меня сохранился интерес к перформансу.  
- Как произошло ваше первое знакомство с Самарой?
- Так исторически сложилось, что в первый раз  Самару я посетил в 2000 году, когда поступал в аспирантуру. Но поскольку я до этого знал творчество пишущих здесь авторов (Александра Уланова, Галину Ермошину, Сергея Щелокова, Виталия Лехциера), я, прежде всего, ехал не в пустоту, а в место, где собирался  познакомиться с этими людьми, что и сделал. Знакомство переросло в дружбу, которая продолжается десять лет и, я надеюсь, сохранится и дальше.
- Как человек, входящий в состав жюри премии Андрея Белого, вы знакомитесь с образцами современной поэзии. Какая она?
-  Смотря о чем говорить: о мировой поэзии в целом, молодой или провинциальной. Это все очень разные вещи. Главное же в том, что мы живем в эпоху расцвета поэзии. Когда люди говорят, что стихи никто не читает, не слушает, – это вранье. Посмотрите, сколько людей заходит на сайты, публикующие поэзию, а не только печатаются как графоманы. Их много. Да, стадионы не собираются. Но люди шли на них в 70-80-е годы, чтобы услышать «Уберите Ленина с денег!», «Долой Сталина» и так далее. Или наоборот: «Русь святая», «Давайте лапти целовать». Все это касалось идеологии. Публика хотела услышать идеологическое высказывание в эпоху, когда оно было невозможно. Сейчас же, вне зависимости от наличия или отсутствия проблем с цензурой в общем, все такие вещи проговариваются публично вслух. Все это выражается другими средствами, и для этого стихотворчество не нужно. Остается тот самый один процент людей, который любит поэзию в любые эпохи. Люди, читающие и знающие поэзию, могут назвать 20 поэтов пушкинской эпохи, 40-50 поэтов Серебряного века и без напряжения - до 150 современных достойных авторов стихов.
- Что их характеризует?
- На мой взгляд, очень важная тенденция состоит в том, что сегодня нет главенствующего языка и стиля. Мы живем в эпоху не постмодернизма, а его преодоления. Наша эпоха учла лучшее, что было в постмодернизме – внимание к разнообразию языков и возможностям высказывания. В этом смысле русская поэзия очень разнообразна и содержит в себе множество вариантов – от ультраконсервативных до ультрановаторских. Трудно сказать, какой из них лучше, надо говорить о конкретных авторах, каждый из которых по-своему интересен. Важно и то, что русский язык наконец-то становится языком мировой диаспоры. Английский, французский, испанский являются языками метакультурными, на них говорят и пишут много наций. Например, поэзия Алжира на французском языке – это не французская поэзия, а поэзия своей страны. Я думаю, что то же самое сейчас формируется в Израиле, Америке, Германии, возможно – в странах Прибалтики и Украине. Здесь новый этнический и культурный опыт налагается на пространство русского языка, русское искусство поэтического слова и создает совершенно новые сочетания, которые до этого были экзотизмами.
- Как же на этом фоне выглядит самарская поэзия?
- Сегодня я вижу не лицо самарской поэзии, а множество авторских стратегий. Дело в том, что бывают города, где появляется харизматичный лидер, вокруг которого формируется литературная школа. Иваново, например, в свое время было городом иронической поэзии: там Игорь Жуков сформировал свой литературный круг. Но нужно, чтобы был один человек на весь город, под которого остальные, младшие, могли бы писать.  В Самаре тоже такие были – покойный Андрей Темников, уехавший в Москву Юрий Орлицкий, Сергей Лейбград. Самара – большой город со сложной культурой, очень раздробленный. Здесь нет своей школы, как нет в других больших городах, вроде Санкт-Петербурга или Нижнего Новгорода. Есть множество поэтик, и я думаю, прошедший поэтический вечер показал разные и несовместимые языки, на которых говорят хорошие поэты.

Источник: газета «Волжская Коммуна», 10 ноября.

Что, на Ваш взгляд, является основной причиной возникновения ДТП?

архив опросов

Последние комментарии

Дима Немытышев 09 апреля 2024 13:15 В Самару приедет папа Тани Гроттер

великолепные книги супер

Екатерина Грачева 22 июля 2023 15:10 Татьяна Мрдуляш: "Я вместе со своей Родиной"

Какое вранье и лицемерие. Предательница, сбежавшая через месяц в Израиль. Волга ньюс, Вам не кажется, что эту статью нужно убрать, а если хотите упоминать имя этой продажной , ненавидящей Россию, детке своей мамы, то пишите о ней правду!

Дмитрий Лакоценин 22 июня 2023 12:05 В Самаре определился подрядчик на реставрацию старообрядческой церкви

Достойная организация!

Дмитрий Лакоценин 21 июня 2023 11:33 Поляну Грушинского фестиваля модернизируют за 130 млн рублей

Дорогое удовольствие...

Дмитрий Лакоценин 21 июня 2023 11:30 В Тольятти соберутся народные хоры со всей России

Знаковое мероприятие.

Фото на сайте

Все фотогалереи

Новости раздела

Все новости
Архив
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 31
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5