Евгений Молевич: "Люди хотят не революции, а реформ"

Социология - одна из самых молодых наук в нашей стране: еще 36 лет назад даже в столицах не было ни одного специалиста с ученой степенью по этой дисциплине, долгое время считавшейся - наряду с генетикой и кибернетикой - "буржуазной лженаукой". Основоположником самарской\куйбышевской социологии стал Евгений Молевич, приглашенный из Свердловска в середине 1960-х годов тогдашним руководителем нашей области Владимиром Орловым. С прицелом на специализированную кафедру в местном университете, который тогда еще только замышлялся. 25 апреля Евгению Фомичу, который до сих пор профессорствует на кафедре социологии и культурологии Самарского университета, исполняется 90 лет. В интервью Волга Ньюс он поделился мнением о состоянии российского общества и отечественной социологической науки.

Фото:

- Евгений Фомич, вы - известный ученый с большим марксистским прошлым. Как считаете, в какой точке своего развития находится нынешняя Россия?

- Идет деградация всех сторон общественной жизни, связанная со сложившейся системой власти.

Правление Владимира Путина привело страну к трем основным результатам. И тут прежде всего надо сказать, что в конце 1990-х - начале 2000-х годов он спас Россию от сепаратистского распада.

Напомню, с 1 января 2000 г. Урал (согласно проведенному там референдуму) стал самостоятельной республикой, которая должна была идти в ЕС. И под это государственное образование совершенно открыто было отпечатано несколько миллиардов уральских шиллингов. В то же время Татарстан - суверенная республика по конституции, которую там приняли. Якутия и Тува - независимые республики, ассоциированные с Японией и Монголией, соответственно. Готовился референдум о восстановлении Дальневосточной республики. А что делалось на Кавказе!.. И всех сепаратистов объединял лозунг "Хватит кормить Москву".

В течение двух-трех лет Путин всему этому положил конец, за что ему нужно памятник поставить, а еще один - за то, что он в считанные годы создал одну из самых мощных в мире армию, и это признают все.

Но тот же Владимир Путин свел к минимуму гражданскую жизнь страны, свободную экономику и публичную политику. Любой шаг российских предпринимателей сегодня обусловлен согласием бюрократии. Это и порождает коррупцию. И между чиновниками есть согласованность: ты по квасу работаешь, и все квасные фирмы делятся с тобой доходами, а ты занимаешься дорожными подрядами, а ты - аптеками.

Посему при формальном капитализме у нас нет реального рынка. И свободы нет, и планирования тоже нет. В итоге мы имеем тупик в экономике: главная задача всех наших буржуев - побыстрее сорвать побольше денег и вывезти их за границу. У нас невероятный отток капитала и почти нет его притока. А раз в экономике тупик, то, как показал еще Карл Маркс, будут страдать все остальные сферы общественной жизни, в частности, политическая.

- Есть ли у Путина и его приверженцев какая-то стратегия для России?

- На мой взгляд, нет: если бы была, он смог бы объяснить ее людям. И поэтому национальные проекты, которые должны были быть реализованы еще в 2012 году, далеки от завершения и перенесены уже на 2030 год.

Путин, как мне кажется, больше интересуется международными делами - что в Сирии происходит, что с Китаем... А Россия в это время топчется на месте: наша экономика десять лет то прибавляет на долю процента, то на столько же снижается.

- Может быть, национальная стратегия вовсе не нужна?

- Как же так! Жизнь должна идти по какому-то проекту, решать какие-то задачи стратегического масштаба. А если есть задачи - должна быть программа их решения. И первая задача, о которой Путин больше всего говорит, - ликвидация бедности. Так сделайте соответствующую программу! А пока что бедность в России растет, зато мы сейчас на третьем месте в мире по числу долларовых миллиардеров.

- У нас очень велико имущественное расслоение населения. В такой ситуации многие страны боялись бы революционного взрыва.

Историк Григорий Циденков: "Нельзя подходить к теме голода с целью наживы"
В этом году возросло внимание к теме массового голода в Поволжье 1921-1923 гг. - выходят художественные книги, снимаются документальные фильмы. Недавно самарский историк и социолог, специалист по теме голода 20-х Григорий Циденков вступил в конфликт с популярной писательницей Гузель Яхиной, обвинив ее в плагиате. Корреспондент Волга Ньюс встретился с Циденковым и поговорил с ним о том, как стоит подходить к освещению темы голода 20-х годов, насколько современные исследования идеологизирован, и чем художественный роман может оскорбить историю.

- Наш народ воспитан советской властью в некоторой забитости. Придется ждать, пока вырастет новое поколение, которое займется реальной политикой, а не будет бегать за такими лидерами, как Алексей Навальный, у которых нет долговременной позитивной программы, а есть лишь конъюнктурные интересы.

- Но есть ли в российском обществе запрос на участие в политике?

- Есть колоссальный запрос на новую жизнь, а она без политики невозможна.

- Получается, что запрос есть, а возможностей его реализовать нет?

- И поэтому время от времени недовольные выходят на улицы. Несколько сотен из них оказываются в заключении. На два-три года такого рода протестные акции затихают, а потом возобновляются. И боюсь, в один не прекрасный день люди не уйдут с улиц, и тогда произойдет очень много всякого. Не дай бог, пойдут за человеком, который в тот момент им приглянется просто так, без всякой программы! Тогда завтра все повторится.

- Когда нет политической конкуренции, нет программы и понимания, за кем идти, обществу грозит революционный взрыв, как в 1990-е. Когда все рушится - к власти приходят случайные люди, и остается надеяться на нового Путина, которому придется снова пересобирать Россию.

- Именно так.

- Но это же ненормально!..

- Абсолютно! Поэтому люди и хотят перемен. Но они по-разному понимают, в чем именно ненормальность - конкретно, фундаментально, капитально.

- Вы видели вживую людей, которые хотели бы перемен?

- Полно. Я - человек известный в городе, ко мне на улице подходят, спрашивают, когда же будут перемены, рассказывают, в каком положении они живут. Их разговоры по большей части связаны именно с бытом - как семь человек живут в одной комнате и не могут получить жилплощадь побольше, какая у них крохотная зарплата...

Проблемы сугубо приземленные, диалектика холодильника и телевизора. Когда холодильник победит - стихийное недовольство взорвется. Но люди-то как раз хотят не революции, а реформ, чтобы жизнь не била по ним радикальными переменами, но тем не менее становилась лучше.

- Получается, стоит дать людям зарплату побольше раза в полтора, и протестные настроения утихнут?

- Да, но через некоторое время начнется новый протест: люди станут добиваться остальных благ. Однако зарплата, конечно, первична: кто прибавит ее, того будут носить на руках. До сих пор в народе помнят, как 60-70 лет назад Сталин ежегодно снижал цены на продукты, и это потрясало, давало уверенность в завтрашнем дне.

Правда, с повышением зарплат и пенсий вырастут розничные цены, и бедные не станут намного богаче.  Беда в том, что мы сегодня не знаем, как изменить жизнь россиян к лучшему, нет у нас такой программы.

- Может быть, какие-нибудь идеи на этот счет можно почерпнуть в мировой социологии?

- Она к России никакого отношения не имеет, нам надо сначала дотянуться до постиндустриального общества и только потом двигаться дальше.

Профессор Михаил Перепелкин: "Гуманитарное знание необходимо естественнонаучному, чтобы оно не съело само себя" Профессор Михаил Перепелкин: "Гуманитарное знание необходимо естественнонаучному, чтобы оно не съело само себя"
2021 год объявлен в России Годом науки и технологий. Портал "Волга Ньюс" запустил серию интервью с учеными и "технарями", в которых они рассказывают о своих изысканиях и их значении. Пока героями этих материалов становились исключительно "физики". Мы решили обратиться к представителю "лириков" и, помимо прочего, расспросить о значении гуманитарного знания для науки в целом. На предложение побеседовать на эту непростую тему откликнулся Михаил Перепелкин, профессор филфака Самарского университета, научный сотрудник Самарского литературно-мемориального музея им. М.Горького, автор сотен научных и краеведческих публикаций. А чтобы уравновесить текст, мы взяли комментарии у профессора Владислава Блатова, заведующего кафедрой "Общая и неорганическая химия" СамГТУ, и специалиста по теории информатики Германа Дьяконова.

- А как дотянуться?

- Вопрос открытый. Но ясно, что "догоняющее развитие" этого не обеспечит.

- На отечественные общественные науки нет надежды?

- Они не просто угроблены, а со смаком задавлены. В советское время философия имела программное значение, она давала мировоззрение, программу на будущее. В перестройку на общественные науки был невероятный спрос, и не случайно именно в 1989 году в Советском Союзе разрешили наконец-то существование социологии. Тогда в России создали сразу шесть социологических факультетов, причем один из них, к изумлению многих, - в провинциальном Куйбышеве. Мы создали первую социологическую лабораторию в Поволжье.

Социология была очень нужна, потому что она - в условиях тогдашних революционных перемен - давала объективное знание о том, что происходит в обществе и что в этих условиях можно грамотно сделать. Социологи были настолько востребованы, что зарабатывали беспрецедентно большие деньги.

- Сейчас, как я понимаю, ситуация круто изменилась?

- Да, специалисты социологического профиля стали менее востребованными, и мы в университете готовим, по сути дела, чиновников, причем количество выпускников сократилось со 100-150 человек до 20-22. Может быть, подготовку социологов вообще бы закрыли, если бы не уважение ко мне лично и мои отношения с руководителями области.

Было несколько таких попыток, но каждый раз кто-то из больших начальников говорил: "Руки прочь от Молевича". Молевича не станет, и говорить "руки прочь" не будут.

- Получается, что знания об истинной ситуации в обществе сегодня никому не нужны?

- Очень нужны, но общественная жизнь сейчас настолько централизована, что потребность в социологах в российской провинции невелика - стране вполне хватает выпускников московских и питерских профильных факультетов. Кроме того, многие региональные руководители предпочитают не объективную информацию, а приятную, пусть даже фальсифицированную, от "своих" социологов. Этим, в частности, отметился экс-губернатор Самарской области Николай Меркушкин.

Профессиональные социологи по специальности теперь работают только в вузах. А с образованием у нас вообще большие проблемы. Его убивают сугубо вредными реформами. В частности, тем, что объем бюджетного финансирования вузов поставлен в прямую зависимость от количества студентов.

- И как это выглядит на практике?

- Этот показатель просчитывается дважды в год перед получением бюджетных средств. Причем "цена студенческой головы" не зависит от профиля подготовки, и тот факт, что обучение физика или химика обходится дороже, чем обучение гуманитария, попросту не учитывается.

В итоге вузу принципиально невыгодно отчислять нерадивых студентов, и те прекрасно понимают, что диплом о высшем образовании можно получить, фактически не учась: преподаватель поставит им тройку не глядя. Таких закоренелых троечников слишком много, и в большинстве своем это парни.

- Скажите, что происходит с молодежью? Впечатление, что очень многие готовы переехать в какие-то другие страны и там самореализовываться.

- За последние десять лет за рубеж уехало более миллиона молодых людей с высшим образованием. А еще около ста тысяч уезжают туда на учебу, и многие из них стараются там осесть: они полагают, что за рубежом им будет лучше, потому что в России специалисты не ценятся. И что им можно возразить, если у нас водитель трамвая получает вдвое больше, чем вузовский профессор?!

- Профессор становится профессором, потому что он не хочет быть никем иным, это его карма. Молодые же хотят в бизнесмены или в чиновники, а там с местами непросто...

- Они хотят получать нормальные - в их понимании - деньги. И если им это не удается, они впадают в уныние: "Я ничего не значу, за меня все решают чиновники, а с моим мнением никто не считается..." У них вызревают недовольство и протест, но что им нужно делать, как изменить ситуацию в обществе, они не знают. И социологи помочь им не в состоянии.

Что, на Ваш взгляд, является основной причиной возникновения ДТП?

архив опросов

Последние комментарии

Вячеслав Гусев 17 апреля 2024 02:41 В Самаре "забыли" переселить ветерана Великой Отечественной войны

А чо данные служители ащё работают? Хамилие как укажите, страна должна знать своих героев! А их начальник кабинет освоил?

Наталия Ковалева 16 апреля 2024 13:50 До 20 тыс. рублей: в Самарской области ввели штрафы для тех, кто подкармливает животных

А Вы знаете сколько безобразия из-за этих подкормок? Вы знаете сколько "просело" на тему и калечит животных из-за выгоды? Фотографии нужны ведь реальные. Жалостливые фотки - сбор денег. Хотя бы глаза собакам и кошкам так называемые зоозощитники прекратят выкалывать. 90 процентов - висят на теме. Копейки нельзя давать! Только так можно прекратить это кошмар! Как только Добреньким прикидывается - под подозрение. А как собираются, вон кота Твикса искали, моментально 300 зоозощитников собралось, и несколько дней бродили - что они делали, куда ходили - неизвестно. Что это за группы товарищей? Под "маской" поисков то. Реальные зоозощитники поймут ужас ситуации по лечению животных, ради наживы. Их, кстати, не так и много. И,кошка кушает мышек и крысок и змеек, сидит себе в подъезде и никуда не шарахается. Путевая кошка прокормиться, пищи полно и нормальных котят воспитает и спрячется. (У неё риск в лапы любителей животных попасть, ну и под птиц, стаи собак, волков.) Прячется - шанс есть. Попасть под зоозощитников - шанса нет. Денег нечего им давать и помогать и всё. Вот зачем спасать кошку без глаз и ног, усыпить, закончить страдания, это же не их животное, а вот только нашли (хуже, если сами сделали). Им пофиг - собирают средства. И всё под Маской "хорошести", задолбали животных. Отстаньте от них. Нечего кормить - согласна. И зоозощитников нечего кормить!

Наталия Ковалева 16 апреля 2024 13:38 До 20 тыс. рублей: в Самарской области ввели штрафы для тех, кто подкармливает животных

А какая разница стае, ребенок или котенок? Зачем прикармливать вообще? Змей полно, они на кошачий корм идут, совершенно спокойно пролезут по коммуникациям. Пока из унитазов не полезу, видимо не поверят) гугл можно почитать. Согласна полностью, безобразие нужно прекращать, штрафы. Самара! Круто! Сейчас ещё девушке выше отвечу на Камент.

Виктор Шашков 10 апреля 2024 12:49 До 20 тыс. рублей: в Самарской области ввели штрафы для тех, кто подкармливает животных

Кто-нибудь из аналитиков прогнозировал варианты, которыми могут закониться подобные эксперименты со стайными хищниками, обитающими в ареале человека? Вангуется мне, что оштрафуют несколько кастрюлесоцев... Резко сократится кормёжка. Но тогда голодающие стаи станут просто охотиться за наименее слабыми особями социума - за детьми. За покусы - администрация разорится расплачиваться идо них дойдёт - нетсамоходных прищепок - и нет проблем. Хорошо ещё если летальных случаев не будет!

Эля Знаменская 10 апреля 2024 11:38 До 20 тыс. рублей: в Самарской области ввели штрафы для тех, кто подкармливает животных

ЗООЗАЩИТНИКИ! Сохраните это решение суда !!! И помните, никто не имеет права запрещать кормить бездомных животных !!! Всегда ссылайтесь на это решение суда . ОПРЕДЕЛЕНИЕ РОСТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА от 3 июля 2019 г. по делу № 33-11353/2019) Кормить и давать кров бездомным животным не только можно, но и нужно, потому что сострадание и гуманное отношение к животным без владельцев – это обязанность каждого гражданина РФ в силу ст. 4, ст. 17 Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. № 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Закон № 498-ФЗ), а внешнее проявление сострадания и гуманного отношения как раз и состоит в заботе о сохранении жизни животных без владельцев, в том числе в их кормежке и защите от плохой погоды. На это указал региональный суд, отклоняя "добрососедский" иск об обязании сломать будку для собаки и запрете кормления бродячих псов (определение Ростовского областного суда от 3 июля 2019 г. по делу № 33-11353/2019) https://vk.com/tvoridobroroslavl?w=wall689241568_476 ********************************** В соответствии со ст. 4 и 17 Закона об ответственном обращении с животными1, «сострадание и гуманное отношение к животным без владельцев являются обязанностью всех граждан», а внешнее проявление такого отношения и состоит в том числе в их кормлении и «предотвращении негативного воздействия на их здоровье погодных явлений» (можно и нужно собакам ставить/строить укрытие/будки, а так же кормить). Законом об ответственном обращении с животными установлено, что животные являются существами, способными испытывать эмоции и физические страдания, и относиться к ним следует нравственно и гуманно. То есть в нашем законодательстве установлены право и даже моральная обязанность кормить и заботиться в том числе о животных без хозяина. Закон разрешает любителям животных ухаживать за бродячими собаками и кошками Часть 3 ст. 17 Конституции РФ . ********************************** Пост Бурматова В.В. ⚡️ РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЗАПРЕТЫ НА КОРМЛЕНИЕ БЕЗНАДЗОРНЫХ ЖИВОТНЫХ ПРОТИВОЗАКОННЫ - ПРОКУРАТУРА ‼️ Субъекты РФ, пытающиеся на региональном уровне ввести запрет на кормление безнадзорных животных и на взаимодействие волонтёров с ними, делают это незаконно: такие решения противоречат федеральному законодательству и должны быть опротестованы прокуратурой. Мы это с вами и так знали, я тут подробно писал об этом, но не все чиновники умеют читать, поэтому иногда принимают глупые, вредные и непрофессиональные решения как в Челябинской области, где на на федеральный уровень скандал с запретом волонтёрам заботиться о бездомных животных (а больше в регионе о них заботиться некому: остальные пилят 330 миллионов, выделенных на это в то время как стаи собак бегают в центральном городском парке, где какой-то маньяк стреляет по ним из ружья, добивая потом кольями). 😹 Вообще, когда челябинские чиновники пытаются поработать, получается очень смешно, как в этот раз, например, когда прокуратура признала противозаконными их дурацкие инициативы. Лучше бы просто сидели и не вредили. И, выбирая, кого покормить, - бездомного кота или челябинского чиновника, я, конечно, выберу кота. Он и симпатичнее, и прок от него есть в отличие от. ‼️‼️‼️ Всем совет: если в вашем регионе власти пытаются повторить глупость челябинских чиновников, запрещая волонтёрам кормить бездомных животных и ухаживать за ними, пишем в прокуратуру и отменяем эти решения как незаконные. А челябинские власти опять «прославились» на всю страну. Это талант! https://t.me/c/1322729948/8732 **************************************************************************

Фото на сайте

Все фотогалереи

Новости раздела

Все новости
Архив
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2